Культурология. Попова Е.В - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

16
развития. Качественно новым и перспективным с точки зрения исто-
рии типом Данилевский считал славянский культурно-исторический
тип, наиболее адекватно выраженный в русском народе, воплощаю-
щем в себе мессианскую идею возрождения культуры.
Раскрывая самобытность славянской культуры, Н. Я. Данилевский
исходит из следующих общих «разрядов культурной деятельности»:
1. Деятельность религиозная, объемлющая отношение человека
к Богу, понимание человеком судьбы своей как нравственно неотде-
лимого от общих судеб человечества и Вселенной, т. е. народное миро-
воззрение не как теоретическое, более или менее гадательное знание, во
всяком случае доступное только немногим, а как твердая вера, состав-
ляющая живую основу всей нравственной деятельности человека.
2. Деятельность культурная, в тесном значении этого слова,
объемлющая отношения человека к внешнему миру, во-первых, тео-
ретическое научное, во-вторых, эстетическое художественное,
в-третьих, техническое промышленное, т. е. добывание и обработка
предметов внешнего мира применительно к нуждам человека.
3. Деятельность политическая, объемлющая отношения людей
между собою как членов одного народного целого и отношения этого
целого как единицы высшего порядка к другим народам.
4. Деятельность общественно-экономическая, собою отноше-
ния людей между собою не непосредственно как нравственных и по-
литических личностей, а опосредовано применительно к условиям
пользования предметами внешнего мира, следовательно, и добывания
и обработки их.
По словам Н. Я. Данилевского, первые культуры гипетская,
китайская, вавилонская, индийская и иранская) были культурами под-
готовительными: «Они не проявили в особенности ни одной из только
что перечисленных нами сторон человеческой деятельности, имели
своей задачей выработать те условия, при которых вообще становится
возможною жизнь в организованном обществе»
1
. Далее ученый пи-
шет: «Цивилизации, последовавшие за первобытными, автохтонными
культурами, развили каждая только одну из сторон культурной дея-
тельности: еврейская сторону религиозную, греческая собственно
культурную, а римская политическую. Поэтому мы должны харак-
1
Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 472.
развития. Качественно новым и перспективным с точки зрения исто-
рии типом Данилевский считал славянский культурно-исторический
тип, наиболее адекватно выраженный в русском народе, воплощаю-
щем в себе мессианскую идею возрождения культуры.
     Раскрывая самобытность славянской культуры, Н. Я. Данилевский
исходит из следующих общих «разрядов культурной деятельности»:
     1. Деятельность религиозная, объемлющая отношение человека
к Богу, – понимание человеком судьбы своей как нравственно неотде-
лимого от общих судеб человечества и Вселенной, т. е. народное миро-
воззрение не как теоретическое, более или менее гадательное знание, во
всяком случае доступное только немногим, а как твердая вера, состав-
ляющая живую основу всей нравственной деятельности человека.
     2. Деятельность культурная, в тесном значении этого слова,
объемлющая отношения человека к внешнему миру, во-первых, тео-
ретическое – научное, во-вторых, эстетическое – художественное,
в-третьих, техническое – промышленное, т. е. добывание и обработка
предметов внешнего мира применительно к нуждам человека.
     3. Деятельность политическая, объемлющая отношения людей
между собою как членов одного народного целого и отношения этого
целого как единицы высшего порядка к другим народам.
     4. Деятельность общественно-экономическая, собою отноше-
ния людей между собою не непосредственно как нравственных и по-
литических личностей, а опосредовано – применительно к условиям
пользования предметами внешнего мира, следовательно, и добывания
и обработки их.
     По словам Н. Я. Данилевского, первые культуры (египетская,
китайская, вавилонская, индийская и иранская) были культурами под-
готовительными: «Они не проявили в особенности ни одной из только
что перечисленных нами сторон человеческой деятельности, имели
своей задачей выработать те условия, при которых вообще становится
возможною жизнь в организованном обществе»1. Далее ученый пи-
шет: «Цивилизации, последовавшие за первобытными, автохтонными
культурами, развили каждая только одну из сторон культурной дея-
тельности: еврейская – сторону религиозную, греческая – собственно
культурную, а римская – политическую. Поэтому мы должны харак-

     1
         Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 472.
                                        16