ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
14
сия этих полярных начал. По Ницше, подчинение Диониса Аполлону
порождает трагедию. Эта трагедия – не только вид искусства, но
и состояние человека, у которого творческое, интуитивное, образное,
художественное начало подавляется критическим анализом и логи-
кой. У Ницше впервые вырисовываются контуры различия культуры
как способа реализации всей полноты человеческого духа и цивилиза-
ции как формы его угасания.
О. Шпенглер (1880–1936) – немецкий философ-идеалист, пред-
ставитель философии жизни. По Шпенглеру, культура есть «орга-
низм», обособленный от других, подобных ему, «организмов». Это
значит, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может.
Шпенглер насчитывает восемь культур: это египетская, индийская, ва-
вилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая»
(византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская) и культу-
ра майя; ожидается рождение русско-сибирской культуры. Каждому
культурному «организму», согласно Шпенглеру, заранее отмерен опре-
деленный (около тысячелетия) срок, зависящий от внутреннего жиз-
ненного цикла. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Ци-
вилизация, т. е. противоположность культуры, с одной стороны, пони-
мается как эквивалент «мертвой протяженности» бездушного интел-
лекта, а с другой – стоит в контексте восходящих к Ницше концепций
«массового общества». Переход от культуры к цивилизации есть пере-
ход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от ге-
роических «деяний» к механической «работе».
Русско-американский социолог П. Сорокин (1889–1968) выде-
лял три основных типа культуры: чувственный (преобладает непо-
средственное чувственное восприятие действительности), идеацио-
нальный (преобладает рациональное мышление), идеалистический
(господствует интуитивный вид познания). Кризис современной
«чувственной» культуры П. Сорокин связывал с развитием материа-
лизма и науки, а выход из этого кризиса видел в будущей победе ре-
лигиозной «идеалистической» культуры. По мнению П. Сорокина,
культура не погибнет, пока жив человек; он надеялся, что возрожде-
ние культуры осуществится на принципах альтруистической любви
и этики солидарности.
Представители Баденской школы, одного из направлений нео-
кантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), исходя из понимания фи-
сия этих полярных начал. По Ницше, подчинение Диониса Аполлону порождает трагедию. Эта трагедия – не только вид искусства, но и состояние человека, у которого творческое, интуитивное, образное, художественное начало подавляется критическим анализом и логи- кой. У Ницше впервые вырисовываются контуры различия культуры как способа реализации всей полноты человеческого духа и цивилиза- ции как формы его угасания. О. Шпенглер (1880–1936) – немецкий философ-идеалист, пред- ставитель философии жизни. По Шпенглеру, культура есть «орга- низм», обособленный от других, подобных ему, «организмов». Это значит, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Шпенглер насчитывает восемь культур: это египетская, индийская, ва- вилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская) и культу- ра майя; ожидается рождение русско-сибирской культуры. Каждому культурному «организму», согласно Шпенглеру, заранее отмерен опре- деленный (около тысячелетия) срок, зависящий от внутреннего жиз- ненного цикла. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Ци- вилизация, т. е. противоположность культуры, с одной стороны, пони- мается как эквивалент «мертвой протяженности» бездушного интел- лекта, а с другой – стоит в контексте восходящих к Ницше концепций «массового общества». Переход от культуры к цивилизации есть пере- ход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от ге- роических «деяний» к механической «работе». Русско-американский социолог П. Сорокин (1889–1968) выде- лял три основных типа культуры: чувственный (преобладает непо- средственное чувственное восприятие действительности), идеацио- нальный (преобладает рациональное мышление), идеалистический (господствует интуитивный вид познания). Кризис современной «чувственной» культуры П. Сорокин связывал с развитием материа- лизма и науки, а выход из этого кризиса видел в будущей победе ре- лигиозной «идеалистической» культуры. По мнению П. Сорокина, культура не погибнет, пока жив человек; он надеялся, что возрожде- ние культуры осуществится на принципах альтруистической любви и этики солидарности. Представители Баденской школы, одного из направлений нео- кантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), исходя из понимания фи- 14
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »