Культурология. Попова Е.В - 231 стр.

UptoLike

Составители: 

231
9.7. Отечественная культура советского периода
Октябрьская революция 1917 г. отменила не только прежнюю по-
литическую систему, но и основные духовные ценности прежнего обще-
ства. Подлинным фундаментом русской государственности был не обще-
ственно-политический, сословный, строй, а ее форма монархия. В на-
родном сознании законной считалась только власть царя. Все сословные
отношения, суды, банки, крупная промышленность и, наконец, вся утон-
ченная культура образованных классов, литература и искусство, деятель-
ность университетов, консерваторий и академий поддерживались монар-
хией, а также церковной властью, но не были достаточно укоренены
в народном сознании. Поэтому неудивительно, что, как только рухнула
русская государственность, рухнуло и все остальное, включая дворян-
скую культуру, которая была непонятна, а значит, не нужна.
По объективному своему содержанию революция 1917 г. была
процессом экспансии низших слоев во все области государственно-об-
щественной жизни и культуры. Слои эти переходили из состояния пас-
сивного объекта воздействия в состояние активного субъекта строи-
тельства жизни. Начало этому процессу было положено гораздо рань-
ше, во второй половине XIX в., демократизацией средней и высшей
школы, литературы, чиновничества. Процесс демократизации приоб-
рел бурный характер в период революции 1917 г. Это было временем
не только ломки прежней системы общественных отношений, но
и перехода к новому типу культуры. Фактически в 20-х гг. XX в. по-
гибла русская дворянская культура, которая была гордостью мировой
культуры, и возникла советская культура.
В послеоктябрьский период развитие культуры проходило под
знаком идейно-политического единства. Поначалу (на протяжении
1920-х гг.) культурно-стилевой плюрализм еще допускался, но ис-
ключительно в рамках политической монополии компартии, жесткой
пролетарской диктатуры, безусловной идеологической централизации
всей культурной жизни. Победа твердой (сталинской) военно-комму-
нистической линии в социальной и культурной политике положила
конец не только политическому инакомыслию, что было сделано еще
при В. И. Ленине, но и разномыслию в культуре.
В Советской России культуре отводилась функция ликвидации
культурного неравенства. В первую очередь это выразилось в процессе
      9.7. Отечественная культура советского периода

      Октябрьская революция 1917 г. отменила не только прежнюю по-
литическую систему, но и основные духовные ценности прежнего обще-
ства. Подлинным фундаментом русской государственности был не обще-
ственно-политический, сословный, строй, а ее форма – монархия. В на-
родном сознании законной считалась только власть царя. Все сословные
отношения, суды, банки, крупная промышленность и, наконец, вся утон-
ченная культура образованных классов, литература и искусство, деятель-
ность университетов, консерваторий и академий поддерживались монар-
хией, а также церковной властью, но не были достаточно укоренены
в народном сознании. Поэтому неудивительно, что, как только рухнула
русская государственность, рухнуло и все остальное, включая дворян-
скую культуру, которая была непонятна, а значит, не нужна.
      По объективному своему содержанию революция 1917 г. была
процессом экспансии низших слоев во все области государственно-об-
щественной жизни и культуры. Слои эти переходили из состояния пас-
сивного объекта воздействия в состояние активного субъекта строи-
тельства жизни. Начало этому процессу было положено гораздо рань-
ше, во второй половине XIX в., демократизацией средней и высшей
школы, литературы, чиновничества. Процесс демократизации приоб-
рел бурный характер в период революции 1917 г. Это было временем
не только ломки прежней системы общественных отношений, но
и перехода к новому типу культуры. Фактически в 20-х гг. XX в. по-
гибла русская дворянская культура, которая была гордостью мировой
культуры, и возникла советская культура.
      В послеоктябрьский период развитие культуры проходило под
знаком идейно-политического единства. Поначалу (на протяжении
1920-х гг.) культурно-стилевой плюрализм еще допускался, но ис-
ключительно в рамках политической монополии компартии, жесткой
пролетарской диктатуры, безусловной идеологической централизации
всей культурной жизни. Победа твердой (сталинской) военно-комму-
нистической линии в социальной и культурной политике положила
конец не только политическому инакомыслию, что было сделано еще
при В. И. Ленине, но и разномыслию в культуре.
      В Советской России культуре отводилась функция ликвидации
культурного неравенства. В первую очередь это выразилось в процессе

                                 231