Культурология. Попова Е.В - 232 стр.

UptoLike

Составители: 

232
национализации культурных ценностей с целью сделать их открытыми
и доступными для народа. Сразу после революции были национализиро-
ваны Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Оружейная пала-
та, огромное количество частных коллекций амонтовых, Морозовых
и др.). Однако в процессе национализации вследствие массового невеже-
ства многое за ценности не принималось, уничтожалось и расхищалось.
Горели библиотеки и архивы, уничтожались или перепрофилировались
ценнейшие архитектурные памятники. И хотя стараниями бывших хозя-
ев и отдельных энтузиастов, а также при активном участии советской
власти было создано огромное количество музеев и пр., в силу узкоклас-
сового подхода в обществе доминировали подозрительное отношение
к явлениям старой духовной культуры, антиинтеллигентские настроения.
Новая культура напрямую связывалась с героями революции. Сно-
сились старые памятники и устанавливались новые. Менялись названия
городов, деревень, улиц и площадей. В ходе борьбы за светлое будущее
отметалось все прошлое. Деятели старой культуры подвергались ре-
прессиям. В результате имела место массовая эмиграция представите-
лей русской культуры. Несмотря на то что большинство интеллигентов
все-таки остались на Родине и многие из них помогали новому режиму,
духовно-интеллектуальный уровень в стране существенно снизился.
Параллельно с вытеснением и прямым уничтожением прежней интел-
лигенции шел процесс создания интеллигенции советской. Она мысли-
лась как сугубо служебное подразделение, готовое реализовывать лю-
бые указания руководства. Тем самым интеллигенция лишалась самой
основы своего существования возможности независимого мышления,
свободы творческого проявления личности.
Тем не менее развитие отечественной культуры продолжалось.
Широкую известность в стране получили произведения М. Горького,
И. Ильфа и Е. Петрова, В. Катаева, В. Маяковского, Н. Островского,
А. Толстого, А. Фадеева и др., музыка Н. Мясковского и Д. Шостако-
вича, театральные работы В. И. Немировича-Данченко и К. С. Стани-
славского, фильмы А. Довженко и С. Эйзенштейна.
Основой советской тоталитарной культуры, сложившейся к се-
редине 30-х гг. XX в., являлись политическое всеединство, невидан-
ная по масштабам унификация и заорганизованность. Образовались
свои эстетические, нравственные, философские каноны, клиширован-
ный язык, стереотипы массового политического экзальтированного
национализации культурных ценностей с целью сделать их открытыми
и доступными для народа. Сразу после революции были национализиро-
ваны Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Оружейная пала-
та, огромное количество частных коллекций (Мамонтовых, Морозовых
и др.). Однако в процессе национализации вследствие массового невеже-
ства многое за ценности не принималось, уничтожалось и расхищалось.
Горели библиотеки и архивы, уничтожались или перепрофилировались
ценнейшие архитектурные памятники. И хотя стараниями бывших хозя-
ев и отдельных энтузиастов, а также при активном участии советской
власти было создано огромное количество музеев и пр., в силу узкоклас-
сового подхода в обществе доминировали подозрительное отношение
к явлениям старой духовной культуры, антиинтеллигентские настроения.
      Новая культура напрямую связывалась с героями революции. Сно-
сились старые памятники и устанавливались новые. Менялись названия
городов, деревень, улиц и площадей. В ходе борьбы за светлое будущее
отметалось все прошлое. Деятели старой культуры подвергались ре-
прессиям. В результате имела место массовая эмиграция представите-
лей русской культуры. Несмотря на то что большинство интеллигентов
все-таки остались на Родине и многие из них помогали новому режиму,
духовно-интеллектуальный уровень в стране существенно снизился.
Параллельно с вытеснением и прямым уничтожением прежней интел-
лигенции шел процесс создания интеллигенции советской. Она мысли-
лась как сугубо служебное подразделение, готовое реализовывать лю-
бые указания руководства. Тем самым интеллигенция лишалась самой
основы своего существования – возможности независимого мышления,
свободы творческого проявления личности.
      Тем не менее развитие отечественной культуры продолжалось.
Широкую известность в стране получили произведения М. Горького,
И. Ильфа и Е. Петрова, В. Катаева, В. Маяковского, Н. Островского,
А. Толстого, А. Фадеева и др., музыка Н. Мясковского и Д. Шостако-
вича, театральные работы В. И. Немировича-Данченко и К. С. Стани-
славского, фильмы А. Довженко и С. Эйзенштейна.
      Основой советской тоталитарной культуры, сложившейся к се-
редине 30-х гг. XX в., являлись политическое всеединство, невидан-
ная по масштабам унификация и заорганизованность. Образовались
свои эстетические, нравственные, философские каноны, клиширован-
ный язык, стереотипы массового политического экзальтированного
                                 232