Современная русская литература. Попова И.М - 21 стр.

UptoLike

8. С помощью какого художественного приема показана история России в "Белах стенах"?
9. Докажите примерами из текста, что рассказ построен на контрасте света и тьмы.
10. Охарактеризуйте главную героиню рассказа. Почему пожилую Александру Эрнестовну в конце рассказа
называют Милой Шурой?
11. Можно ли утверждать, что финал рассказа трагичен и тьма победила свет?
12. Почему местоимение "я" меняется на "мы", а затем снова на "я"?
13. Что означает цвет "белый" в эссе Толстой?
14. Как обои рассказывают о трагедии Русской истории?
15. Какова идея эссе "Белые стены"?
16. Почему аптекарь Янсон заботился о доброй памяти?
17. Что "закопал" аптекарь в своем саду? Как вы поняли финальную фразу эссе?
2.3. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НОВАТОРСТВО ЛЮДМИЛЫ УЛИЦКОЙ
Людмила Улицкая пришла в литературу в конце 80-х годов, когда появился первый сборник "Бедные родст-
венники". В 1990-е вышли "Медея и ее дети", "Сонечка", "Зверь", "Веселые похороны".
На первый взгляд кажется, что во всех произведениях читателю предлагается чисто бытовой уровень отно-
шений. Однако за ним обнаруживается достаточно серьезная и глубокая постановка вопросов об ответственности
за тех, кто живет рядом, о "бедных родственниках" и вовсе чужих людях, оказавшихся соседями, знакомыми,
друзьями.
Семейная тема в современной литературе возникает довольно часто. Авторы пишут о распаде семьи, о не-
прочных или неполных семьях. На этом фоне выделяется книга Улицкой "Медея и ее дети". В греческой мифоло-
гии Медеядетоубийца. В повествовании Улицкой гречанка Медея оказывается собирательницей многонацио-
нальной семьи.
Читатель знакомится с необычной семьей. Медея давно вдова, брак был бездетным. Но ее дом стал семей-
ным домом для многочисленных родственниковдалеких и близких, родных по духу и не очень, разных по воз-
расту и национальности. Повествование компонуется из воспоминаний, отрывков из писем, включает рассказан-
ные истории, диалоги. За всем этим судьбы и характеры людей, объединившихся в семью Медеи. А общение с
ней, как утверждает автор-повествователь, – целебно. Семья по Улицкойне столько единство персонажей по
плоти, сколько по духу. Круг близких людейэто и есть своя семья. Произведения Улицкой со- здают впечатле-
ние достоверности, документальности, автобиографизма, способствуют возникновению особой доверительности
между автором и читателем. Жизнь современной русской интеллигенции предстает перед читателем в эпизодах и
диалогахреакция на происходящее вокруг, умение не ныть по поводу материальных трудностей, интерес к ра-
боте, дружеские отношения с детьми, чувство юмора, скрепляющее дружеские и семейные связиглавные черты
книг Улицкой.
Хотя прямой датировки событий нет, но в рассказах Л. Улицкой постепенно складывается картина мира оп-
ределенного времени, поскольку писательница использует не только временные, но и предметно-бытовые детали
("усы сталинского покроя", "варшавский портной парижской выучки"). Из подробностей и создается образ поко-
ления послевоенного периода.
Доминирующая форма творчества Улицкойцикл, который обусловливает выбор определенных приемов.
Прежде всего отметим общий круг тем. Центральными для Л. Улицкой становятся проблемы жизни и смерти,
предназначение человека. Они лейтмотивом проходят через все ее творчество. Критики иногда даже называют про-
изведения Улицкой слишком мрачными и печальными. Подобная характеристика обусловливается повествователь-
ным настроем книг.
Объединению рассказов в циклы способствует и организация пространства. Действие происходит в замкну-
том топосе, мир героев ограничен, они редко выходят за пределы своей территории. Улицкая Л., всегда тщатель-
но используя разные типы деталей, описывает место действия: "Кончились последние остатки провинциальной
Москвы с немощенными дворами, бельевыми веревками, натянутыми между старых тополей, и пышными пали-
садами с бамбуками и золотыми шарами... ("Сонечка").
Даже если определения не оценочны, они наделяются атрибутивными признаками: немощенные дворы, ста-
рые тополя, пышные палисады с бамбуками и золотыми шарами. По подобным подробностям легко установить
время действия как природное, так и историческое. Позже местообитание героини резко меняется, она выходит
из локального, домашнего пространства в более широкое, чаще всего городское. И тогда оно описывается не ме-
нее подробно, чем мир детства или место проживания конкретного человека.
Отметим еще одну особенность: особую повествовательную интонацию создает инверсия, она и позволяет
перевести план настоящего в прошлое, расширить место действия.
Вместе с тем у читателя создается ощущение, что подобные события могли случиться когда-то давно. Даже
если бы он сам был их свидетелем, все равно они воспринимаются как ирреальные, фантастические. Подобное
ощущение усиливается использованием разнообразных характеристик времени, в которых применяются тради-
ционные формулы и устойчивые выражения: "в более сытые бескарточные времена", "так вертелась она с пяти