Русский язык. Культура речи. Прияткина А.Ф. - 103 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

104
э., но настоящий расцвет риторики как науки связан с именем Аристотеля. В его трудах находим и
философские и лингвистические основы риторики.
Но это уже позже, а начиналось все с софистов. Софисты представляли самую известную и
популярную школу риторов. Эта школа сложилась во второй половине V в. до н. э. в Афинах. Это
были философы-просветители, проповедывавшие культ СЛОВА, но они учили и законам логики,
искусству спора. Общественная жизнь в в Афинах была такова, что учиться красноречию
приходилось и просто гражданам, а не только полководцам или политикам. В Греции было принято,
чтобы все социально активные граждане владели словом, риторическая подготовка была чуть ли не
главной в образовании. Софисты не только обучали ораторскому искусству, но и составляли речи для
нужд граждан. Обучение в школах софистов было платным. Разные учителя были более или менее
популярны. Как знаменитые учителя-софисты в историю вошли Протагор, Горгий и другие.
Итак, это было время и обстоятельства, когда риторика была жизненно необходима. А это
стимулировало ее развитие в теоретическом отношении. Считается, что именно софисты заложили
основы риторики как науки об ораторском искусстве. Для софистов определяющим принципом
(впоследствии оспариваемым другими философами) был такой: цель оратора - не раскрытие истины,
а убедительность.
Впоследствии у софистов появились оппоненты. Дело в том, что умение хорошо сказать
могло служить сокрытию истинных мыслей и побуждений. Софистику стали ассоциировать с
неискренностью.
Однако прежде чем вникать в суть разногласий, нужно полнее представить себе взгляды
софистов, сильную сторону их учения, причем именно с той точки зрения, которая нам важна, то есть
с точки зрения владения речью.
Первое, что очень важно, это утверждение софистами СИЛЫ СЛОВА. Вот яркое
высказывание софиста Горгия:
«Слово есть великий властелин, который. обладая весьма малым и незаметным телом,
совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость
вселить, и сострадание пробудить» («Похвала Елене»).
Софисты отстаивали принцип речевого мастерстваКРАСОТЫ слова. Поэтому школа
софистовэто школа КРАСНОРЕЧИЯ. Оно вправе, по их учению, превалировать над содержанием.
Красноречие может из малого сделать большое и из большого малое.
Достичь речевого мастерства можно упорным трудом. Учеба красноречию предполагает
много усилий. Софист Протагор писал: «…труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют
венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на головы тем, которые его
любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и радуются
учителя, когда ученики делают успехи…».
Софисты признавали право оратора воздействовать на душу того, к кому обращена речь:
словом можно вызвать и гнев, возмущение, и сочувствие, прощение. Одну и ту же вещь нужно уметь
и восхвалять и порицать.
Софисты были не только риторами, но и философами, и логиками, иногда и математиками,
широко мыслящими людьми, часто совмещающими преподавание риторики с другой деятельностью
(как правило требующей риторической практикидипломатия, государственная деятельность,
судебная практика ). Поэтому они могли много дать своим ученикам в общем духовном развитии.
Учителя-софисты учили мастерству спора, в котором они видели проявление добродетели.
Со временем позиция и деятельность софистов вызвала большие сомнения в общественном
сознании, в умах греческих философов.
Противниками софистов выступили философы школы Сократа (470 – 399г. до н. э.).
«Софистика» получила отрицательную оценку не с точки зрения самой школы красноречия,
языковых приемов успешной речи, а с нравственно-философской точки зрения. Неприятие вызвал
основной тезис: для ритора важна не истина, а убедительность речи. Действительно, софисты учили:
искусство речи может служить тому, чтобы слабое мнение представить сильным. А это значит
исказить действительность, обмануть слушателя, убедить его в том, что составляет неправду. Сократ
и его ученики посчитали софистов «лжемудрецами».
Сократ осуждает софистов за спор ради спора,
Как известно из истории Древнего мира, мысли Сократа формулировал Платон в своих
«диалогах»(«Горгий», «Софист», «Федр»). От имени Сократа Платон предлагает и определенные
э., но настоящий расцвет риторики как науки связан с именем Аристотеля. В его трудах находим и
философские и лингвистические основы риторики.
        Но это уже позже, а начиналось все с софистов. Софисты представляли самую известную и
популярную школу риторов. Эта школа сложилась во второй половине V в. до н. э. в Афинах. Это
были философы-просветители, проповедывавшие культ СЛОВА, но они учили и законам логики,
искусству спора. Общественная жизнь в в Афинах была такова, что учиться красноречию
приходилось и просто гражданам, а не только полководцам или политикам. В Греции было принято,
чтобы все социально активные граждане владели словом, риторическая подготовка была чуть ли не
главной в образовании. Софисты не только обучали ораторскому искусству, но и составляли речи для
нужд граждан. Обучение в школах софистов было платным. Разные учителя были более или менее
популярны. Как знаменитые учителя-софисты в историю вошли Протагор, Горгий и другие.
        Итак, это было время и обстоятельства, когда риторика была жизненно необходима. А это
стимулировало ее развитие в теоретическом отношении. Считается, что именно софисты заложили
основы риторики как науки об ораторском искусстве. Для софистов определяющим принципом
(впоследствии оспариваемым другими философами) был такой: цель оратора - не раскрытие истины,
а убедительность.
        Впоследствии у софистов появились оппоненты. Дело в том, что умение хорошо сказать
могло служить сокрытию истинных мыслей и побуждений. Софистику стали ассоциировать с
неискренностью.
        Однако прежде чем вникать в суть разногласий, нужно полнее представить себе взгляды
софистов, сильную сторону их учения, причем именно с той точки зрения, которая нам важна, то есть
с точки зрения владения речью.
        Первое, что очень важно, это утверждение софистами           СИЛЫ СЛОВА. Вот яркое
высказывание софиста Горгия:
        «Слово есть великий властелин, который. обладая весьма малым и незаметным телом,
совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость
вселить, и сострадание пробудить» («Похвала Елене»).
        Софисты отстаивали принцип речевого мастерства – КРАСОТЫ слова. Поэтому школа
софистов – это школа КРАСНОРЕЧИЯ. Оно вправе, по их учению, превалировать над содержанием.
Красноречие может из малого сделать большое и из большого малое.
        Достичь речевого мастерства можно упорным трудом. Учеба красноречию предполагает
много усилий. Софист Протагор писал: «…труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют
венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на головы тем, которые его
любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и радуются
учителя, когда ученики делают успехи…».
        Софисты признавали право оратора воздействовать на душу того, к кому обращена речь:
словом можно вызвать и гнев, возмущение, и сочувствие, прощение. Одну и ту же вещь нужно уметь
и восхвалять и порицать.
        Софисты были не только риторами, но и философами, и логиками, иногда и математиками,
широко мыслящими людьми, часто совмещающими преподавание риторики с другой деятельностью
(как правило требующей риторической практики – дипломатия, государственная деятельность,
судебная практика ). Поэтому они могли много дать своим ученикам в общем духовном развитии.
        Учителя-софисты учили мастерству спора, в котором они видели проявление добродетели.
        Со временем позиция и деятельность софистов вызвала большие сомнения в общественном
сознании, в умах греческих философов.
        Противниками софистов выступили философы школы Сократа (470 – 399г. до н. э.).
«Софистика» получила отрицательную оценку не с точки зрения самой школы красноречия,
языковых приемов успешной речи, а с нравственно-философской точки зрения. Неприятие вызвал
основной тезис: для ритора важна не истина, а убедительность речи. Действительно, софисты учили:
искусство речи может служить тому, чтобы слабое мнение представить сильным. А это значит
исказить действительность, обмануть слушателя, убедить его в том, что составляет неправду. Сократ
и его ученики посчитали софистов «лжемудрецами».
        Сократ осуждает софистов за спор ради спора,
        Как известно из истории Древнего мира, мысли Сократа формулировал Платон в своих
«диалогах»(«Горгий», «Софист», «Федр»). От имени Сократа Платон предлагает и определенные


                                              104