ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
106
физических данных для публичных выступлений. По свидетельству историка Плутарха, Демосфен
упорно трудился, чтобы избавиться от дефекта речи: ходила легенда, что он тренировался в
произнесении стихов с камушками во рту.
Демосфен прославился своими «филиппиками» - тремя речами против Филиппа
Македонского, в котором видел опаснейшего врага греческой свободы. С тех пор словом
«филиппики» стали называть (часто иронически) гневные, разоблачительные речи.
Афиняне почитали Демосфена и часто обращались к нему с просьбой составить речь или
выступить в их защиту. Они удостоили Демосфена почетного золотого венка.
Риторика в Древнем Риме
Риторика как наука и практика была воспринята древним Римом. Она достигла расцвета во
времена Цицерона и связана прежде всего с этим именем. Марк Тулий Цицерон (106-43 г до н. э.)
был и блестящий оратор, и теоретик риторики, но он знаменит еще и тем, что был ярким политиком,
достигавшим успеха во многом благодаря ораторскому искусству. Он прославился своей борьбой с
Кателиной – одним из римских патрициев, организовавшим политический заговор. Блестящие речи
Цицерона в сенате, произнесенные одна за другой с восходящей силой, предопределили судьбу
Кателины, его политическое поражение. Начало одной из речей Цицерона «Доколе, Кателина…»
стало крылатым выражением. У Цицерона, кроме ораторского и политического дара, был дар
ученого, учителя и писателя. Он создал глубокие, серьезные и искусно написанные трактаты по
риторике, которую он ставил выше других наук. Это сочинения: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В
первой он дает образ идеального оратора – всесторонне образованного философа, в другой дает свое
представление об истории красноречия, (о знаменитых ораторах), в третьей автор обсуждает вопрос о
качестве стилей, объясняет свои приоритеты. Труды Цицерона сохраняют свое значение и интересны
до сих пор. Его особенно высоко ценили в эпоху Возрождения.
Важное место в истории риторики принадлежит Марку Фабрию Квинтилиану (35 –
ок.100 г. н. э.). Он знаменит как учитель учителей риторики. Его многотомный труд (12
книг) - «Руководство по ораторскому искусству». Квинтилиан всю жизнь был учителем
красноречия, а также имел адвокатскую практику. В своем труде он обобщил и свой
учительский опыт, и опыт других риторов. Квинтилиан излагает свою методику воспитания
ритора. Предлагает систему упражнений. Он обсуждает спорные вопросы преподавания
риторики. Например, вопрос: можно ли научить ораторскому искусству или это божий дар, а
учитель лишь помогает ему проявиться. Он отвечает так: нужно и природное дарование и
учение – одно без другого не даст результата.
Или такой спорный вопрос: Нужно ли строго следовать установленным риторическим
нормам? Квинтилиан считает, что правила не должны лишать оратора возможности проявить
самостоятельность. В целом труд Квинтилиана был расценен как самый полный и тщательный,
практически полезный анализ правил красноречия.
Завершая краткий обзор путей развития риторики в Древнем мире, следует заключить, что
содержание риторики постепенно менялось. Если для греков главное в ней - искусство убеждать, то
для римлян главное – говорить хорошо. В этой науке ослабевает философское и логическое начало и
усиливается собственно речевое, стилистическое.
Перейдем к самому содержанию риторических учений, как они сложились в Древнем мире.
Классическая риторика
Практика публичных речей в Древней Греции, а затем в Древнем Риме выработала некоторые
правила, которые получили название РИТОРИЧЕСКИЕ КАНОНЫ. (Канон, по-гречески, и есть
правило). Они и составляют содержание классической риторики, ее части. Риторические каноны
базировались на некоторых принципах, которые родились тоже из практики, но были осознаны и
сформулированы теми риторами, которые заложили основы риторики как теории, как науки (их
имена названы выше). Эти принципы имеют философское и этическое основание (мы уже говорили,
что классическая риторика была неотделима от всех гуманитарных представлений своего времени).
Их утверждение входило в состав риторических канонов, в частности, в состав первого канона,
который получил название «инвенция».
физических данных для публичных выступлений. По свидетельству историка Плутарха, Демосфен упорно трудился, чтобы избавиться от дефекта речи: ходила легенда, что он тренировался в произнесении стихов с камушками во рту. Демосфен прославился своими «филиппиками» - тремя речами против Филиппа Македонского, в котором видел опаснейшего врага греческой свободы. С тех пор словом «филиппики» стали называть (часто иронически) гневные, разоблачительные речи. Афиняне почитали Демосфена и часто обращались к нему с просьбой составить речь или выступить в их защиту. Они удостоили Демосфена почетного золотого венка. Риторика в Древнем Риме Риторика как наука и практика была воспринята древним Римом. Она достигла расцвета во времена Цицерона и связана прежде всего с этим именем. Марк Тулий Цицерон (106-43 г до н. э.) был и блестящий оратор, и теоретик риторики, но он знаменит еще и тем, что был ярким политиком, достигавшим успеха во многом благодаря ораторскому искусству. Он прославился своей борьбой с Кателиной – одним из римских патрициев, организовавшим политический заговор. Блестящие речи Цицерона в сенате, произнесенные одна за другой с восходящей силой, предопределили судьбу Кателины, его политическое поражение. Начало одной из речей Цицерона «Доколе, Кателина…» стало крылатым выражением. У Цицерона, кроме ораторского и политического дара, был дар ученого, учителя и писателя. Он создал глубокие, серьезные и искусно написанные трактаты по риторике, которую он ставил выше других наук. Это сочинения: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В первой он дает образ идеального оратора – всесторонне образованного философа, в другой дает свое представление об истории красноречия, (о знаменитых ораторах), в третьей автор обсуждает вопрос о качестве стилей, объясняет свои приоритеты. Труды Цицерона сохраняют свое значение и интересны до сих пор. Его особенно высоко ценили в эпоху Возрождения. Важное место в истории риторики принадлежит Марку Фабрию Квинтилиану (35 – ок.100 г. н. э.). Он знаменит как учитель учителей риторики. Его многотомный труд (12 книг) - «Руководство по ораторскому искусству». Квинтилиан всю жизнь был учителем красноречия, а также имел адвокатскую практику. В своем труде он обобщил и свой учительский опыт, и опыт других риторов. Квинтилиан излагает свою методику воспитания ритора. Предлагает систему упражнений. Он обсуждает спорные вопросы преподавания риторики. Например, вопрос: можно ли научить ораторскому искусству или это божий дар, а учитель лишь помогает ему проявиться. Он отвечает так: нужно и природное дарование и учение – одно без другого не даст результата. Или такой спорный вопрос: Нужно ли строго следовать установленным риторическим нормам? Квинтилиан считает, что правила не должны лишать оратора возможности проявить самостоятельность. В целом труд Квинтилиана был расценен как самый полный и тщательный, практически полезный анализ правил красноречия. Завершая краткий обзор путей развития риторики в Древнем мире, следует заключить, что содержание риторики постепенно менялось. Если для греков главное в ней - искусство убеждать, то для римлян главное – говорить хорошо. В этой науке ослабевает философское и логическое начало и усиливается собственно речевое, стилистическое. Перейдем к самому содержанию риторических учений, как они сложились в Древнем мире. Классическая риторика Практика публичных речей в Древней Греции, а затем в Древнем Риме выработала некоторые правила, которые получили название РИТОРИЧЕСКИЕ КАНОНЫ. (Канон, по-гречески, и есть правило). Они и составляют содержание классической риторики, ее части. Риторические каноны базировались на некоторых принципах, которые родились тоже из практики, но были осознаны и сформулированы теми риторами, которые заложили основы риторики как теории, как науки (их имена названы выше). Эти принципы имеют философское и этическое основание (мы уже говорили, что классическая риторика была неотделима от всех гуманитарных представлений своего времени). Их утверждение входило в состав риторических канонов, в частности, в состав первого канона, который получил название «инвенция». 106
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- …
- следующая ›
- последняя »