Концепции современного естествознания. Разумов В.И. - 2 стр.

UptoLike

Составители: 

3
Раздел I
НАУКА В СТРУКТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ:
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Тема 1. Возникновение и основные этапы развития науки
1. Определение предмета и структура курса КСЕ.
2. Основные этапы, подготавливающие образование науки.
3. Современная наука и общество.
1. Предмет КСЕ как опыт формирования единой науки и учебного
предмета интегрального характера и фактора
формирования мировоз-
зрения.
Основные разделы курса КСЕ и их краткая характеристика: наука
в структуре человеческого знания: возникновение и этапы развития; на-
учные основы устройства мироздания; естественно-научная картина мира;
учение о самоорганизации; основы системного подхода методологии ес-
тествознания; феномен человека и глобальные проблемы современности.
2. Наука зарождается как форма активного
освоения мира человеком.
Возникновение науки и процесс перехода от мифа к логосу (Дио-
нис и Аполлон). Связь науки с рациональным мышлением.
Два значения рациональности.
Ранние формы науки: фюсиология, математика, наука как логика и
установка на систематику знания, наука и инженерия (технознание).
Подчинение науки богословию и философии. Возникновение
на-
турфилософии и обоснование ее статуса в позднем средневековье (тре-
угольник познания).
Наука как средство обоснования антропоцентризма. Зарождение
экспериментальной науки.
Классическая наука и начало математизации естествознания.
Неклассическая наука.
Постнеклассическая наука (В.С. Степин).
Связь развития науки с интеллектуальной культурой. Разработка
операций абстрагирования и идеализации и
их последствия. Возникнове-
ние логики и методов дедуктивного мышления.
Индуктивная логика.
3. Три определения науки и ее социальной роли.
Наука как особый тип интеллектуальной культуры в системе ког-
нитивного процесса и структуре знаний человечества.
4
Наукаактивный участник формирования мировоззрения и его ак-
тивный компонент.
Наукакрупнейший социальный институт.
Понятие о трех важнейших отраслях российской науки: академи-
ческой, вузовской, отраслевой. Отличия российской науки от США и
стран ЕС.
Тема 2. Миф и наука
1. Определения мифа. Миф как форма мышления: характерные черты.
2.
От Хаоса к Логосу (на примере греческой космогонии).
3. Магия как форма связи мифа и действия.
1. Существует два подхода к определению мифа: миф как предание;
миф как архаическая форма сознания. Рассматривая миф как форму созна-
ния, мы определяем его как многослойное и полифункциональное образо-
вание, сохраняющееся как в архаическом,
так и в квазимифологическом
виде.
Основные черты мифологического мышления:
наглядно-образное отражение преобладание умозаключений по
аналогии;
обобщение на основе подражания;
недецентрированность (или эгоцентризм) отражения;
неполнота обратимости логических операций и нечувствитель-
ность к логическому противоречию;
неразличение случайного, единичного, неповторимого и необхо-
димого, общего, повторяющегося;
трансдуктивный
характер связи абстракций (наряду с дедукцией и
индукцией);
определение предмета по одной его несущественной характерис-
тике;
характеристика объекта на основе простого соединения, связывания
известных его свойств (как существенных, так и несущественных).
Характеристика мифологического времени и мифологического
пространства, их связь с родовым обществом.
Миф имеет повествовательный характер, он
синкретичен, отно-
шения в мифе имеют бинарно-ритмические оппозиции.
Вывод. Общая характеристика мифологического мышления и мифа
объясняют, почему впоследствии миф является областью, из которой вы-
текают аксиомы.
2. Величайшее достижение мифологического сознания: рождение
                               Раздел I                                         • Наука – активный участник формирования мировоззрения и его ак-
                                                                          тивный компонент.
        НАУКА В СТРУКТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ:
           ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ                                       • Наука – крупнейший социальный институт.
                                                                                • Понятие о трех важнейших отраслях российской науки: академи-
      Тема 1. Возникновение и основные этапы развития науки               ческой, вузовской, отраслевой. Отличия российской науки от США и
                                                                          стран ЕС.
     1. Определение предмета и структура курса КСЕ.
     2. Основные этапы, подготавливающие образование науки.                                        Тема 2. Миф и наука
     3. Современная наука и общество.
                                                                                1. Определения мифа. Миф как форма мышления: характерные черты.
      1. Предмет КСЕ как опыт формирования единой науки и учебного              2. От Хаоса к Логосу (на примере греческой космогонии).
предмета интегрального характера и фактора формирования мировоз-                3. Магия как форма связи мифа и действия.
зрения.
      • Основные разделы курса КСЕ и их краткая характеристика: наука           1. Существует два подхода к определению мифа: миф как предание;
в структуре человеческого знания: возникновение и этапы развития; на-     миф как архаическая форма сознания. Рассматривая миф как форму созна-
учные основы устройства мироздания; естественно-научная картина мира;     ния, мы определяем его как многослойное и полифункциональное образо-
учение о самоорганизации; основы системного подхода методологии ес-       вание, сохраняющееся как в архаическом, так и в квазимифологическом
тествознания; феномен человека и глобальные проблемы современности.       виде.
      2. Наука зарождается как форма активного освоения мира человеком.         • Основные черты мифологического мышления:
      • Возникновение науки и процесс перехода от мифа к логосу (Дио-           – наглядно-образное отражение преобладание умозаключений по
нис и Аполлон). Связь науки с рациональным мышлением.                     аналогии;
      • Два значения рациональности.                                            – обобщение на основе подражания;
                                                                                – недецентрированность (или эгоцентризм) отражения;
      • Ранние формы науки: фюсиология, математика, наука как логика и
                                                                                – неполнота обратимости логических операций и нечувствитель-
установка на систематику знания, наука и инженерия (технознание).
                                                                          ность к логическому противоречию;
      • Подчинение науки богословию и философии. Возникновение на-
                                                                                – неразличение случайного, единичного, неповторимого и необхо-
турфилософии и обоснование ее статуса в позднем средневековье (тре-
                                                                          димого, общего, повторяющегося;
угольник познания).
                                                                                – трансдуктивный характер связи абстракций (наряду с дедукцией и
      • Наука как средство обоснования антропоцентризма. Зарождение       индукцией);
экспериментальной науки.                                                        – определение предмета по одной его несущественной характерис-
      • Классическая наука и начало математизации естествознания.         тике;
      • Неклассическая наука.                                                   – характеристика объекта на основе простого соединения, связывания
      • Постнеклассическая наука (В.С. Степин).                           известных его свойств (как существенных, так и несущественных).
      • Связь развития науки с интеллектуальной культурой. Разработка           • Характеристика мифологического времени и мифологического
операций абстрагирования и идеализации и их последствия. Возникнове-      пространства, их связь с родовым обществом.
ние логики и методов дедуктивного мышления.                                     • Миф имеет повествовательный характер, он синкретичен, отно-
      • Индуктивная логика.                                               шения в мифе имеют бинарно-ритмические оппозиции.
      3. Три определения науки и ее социальной роли.                            Вывод. Общая характеристика мифологического мышления и мифа
      • Наука как особый тип интеллектуальной культуры в системе ког-     объясняют, почему впоследствии миф является областью, из которой вы-
нитивного процесса и структуре знаний человечества.                       текают аксиомы.
                                                                                2. Величайшее достижение мифологического сознания: рождение
                                  3                                                                          4