Современные проблемы педагогической и юридической антропологии. Ронжина Н.В. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

10
Педагогическая антропология сегодня играет роль интегрированного
знания о ребенке как целостном существе, полноценном представителе вида
Homo sapiens, полноправном участнике воспитательного процесса.
Педагогическая антропология, согласно мнению современных ученых-
антропологов, выполняет ряд функций:
- она является теорией современного педагогического знания,
- научной основой гуманистического педагогического мировоззрения,
- а также теоретическим обоснованием педагогических новаций в области
воспитания
.
Объектом современной педагогической антропологии является
отношение человекчеловек, а предметомребенок как участник
воспитательного процесса. Педагогическая антропология открывает подлинный
облик ребенка и в то же время делает знания о человеке актуальными для
педагогики, позволяет опираться на антропологическое знание в процессе
организации и осмысления педагогического процесса. [17.С.16]. Педагогическая
антропология сама по
себе не открывает ничего нового. Но, следуя за
К.Д.Ушинским,
-расставляет акценты в уже известном,
-актуализирует и интегрирует в педагогику самую разнообразную
информацию, имеющую отношение к ребенку, его духовному и физическому
бытию, развитию, воспитанию. Эти особенности делают педагогическую
антропологию актуальной во все времена в любом обществе. Имея
педагогический
опыт и обширные познания в области современной ему
философии, психологии, физиологии, К.Д.Ушинский выдвинул идею о
необходимости соединения результатов педагогической практики, личного опыта
педагога и всесторонних научных знаний о ребенке.
Б.М.Бим-Бад проводит различие между педагогикой и педагогической
антропологией, говоря, что при всем искреннем и глубоком уважении
к
педагогике нельзя не признать, что в системе гуманитарного знания она играет
второстепенную роль. Ее влияние на развитие философии, психологии и иных
ближайших к ней областей научного знаниянезначительно.[10.С.13-14]
Тем не менее, педагогика может самостоятельно получать новые знания о
человеке и обладает для этого уникальными, не реализованными пока еще
возможностями
.
В перспективе ни философия, ни психология, ни другие науки о человеке
не смогут обходиться без педагогики, поскольку все они лишены
технологического компонентавозможности получать новое знание о человеке
посредством его качественного развития в специально организуемых
образовательных системах.
Основной формой реализации высокого гуманитарно-эвристического
потенциала науки становится педагогическая антропология.
В развитии
педагогической антропологии выделяют три этапа:
-наивная,
-суммативная (К.Д.Ушинский) и
-феноменологическая антропология.
       Педагогическая антропология сегодня играет роль интегрированного
знания о ребенке как целостном существе, полноценном представителе вида
Homo      sapiens,   полноправном   участнике    воспитательного    процесса.
Педагогическая антропология, согласно мнению современных ученых-
антропологов, выполняет ряд функций:
       - она является теорией современного педагогического знания,
       - научной основой гуманистического педагогического мировоззрения,
        - а также теоретическим обоснованием педагогических новаций в области
воспитания.
        Объектом современной педагогической антропологии является
отношение человек – человек, а предметом – ребенок как участник
воспитательного процесса. Педагогическая антропология открывает подлинный
облик ребенка и в то же время делает знания о человеке актуальными для
педагогики, позволяет опираться на антропологическое знание в процессе
организации и осмысления педагогического процесса. [17.С.16]. Педагогическая
антропология сама по себе не открывает ничего нового. Но, следуя за
К.Д.Ушинским,
       -расставляет акценты в уже известном,
       -актуализирует и интегрирует в педагогику самую разнообразную
информацию, имеющую отношение к ребенку, его духовному и физическому
бытию, развитию, воспитанию. Эти особенности делают педагогическую
антропологию актуальной во все времена в любом обществе. Имея
педагогический опыт и обширные познания в области современной ему
философии, психологии, физиологии, К.Д.Ушинский выдвинул идею о
необходимости соединения результатов педагогической практики, личного опыта
педагога и всесторонних научных знаний о ребенке.
        Б.М.Бим-Бад проводит различие между педагогикой и педагогической
антропологией, говоря, что при всем искреннем и глубоком уважении к
педагогике нельзя не признать, что в системе гуманитарного знания она играет
второстепенную роль. Ее влияние на развитие философии, психологии и иных
ближайших к ней областей научного знания – незначительно.[10.С.13-14]
       Тем не менее, педагогика может самостоятельно получать новые знания о
человеке и обладает для этого уникальными, не реализованными пока еще
возможностями.
       В перспективе ни философия, ни психология, ни другие науки о человеке
не смогут обходиться без педагогики, поскольку все они лишены
технологического компонента – возможности получать новое знание о человеке
посредством его качественного развития в специально организуемых
образовательных системах.
       Основной формой реализации высокого гуманитарно-эвристического
потенциала науки становится педагогическая антропология.
        В развитии педагогической антропологии выделяют три этапа:
       -наивная,
       -суммативная (К.Д.Ушинский) и
       -феноменологическая антропология.
                                       10