Современные проблемы педагогической и юридической антропологии. Ронжина Н.В. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

9
Н.И.Пирогов считал, что человечеству уже раскрыт смысл жизни и ее
предопределение, что именно христианство является основой всякого
воспитания, а христианские истины делают осмысленным наше бытие, задают
цель и смысл педагогической деятельности.
"Для чего родители так самоуправно распоряжаются участью своих
детей? Кто дал право отцам, матерям и воспитателям властвовать
самоуправно
над благими дарами Творца, которыми он снабдил детей? Кто научил, кто
открыл, что дети получили врожденные способности и врожденное признание
играть именно ту роль в обществе, которую родители сами им назначают?" [20]
На формирование личности ребенка оказывают влияние различные факторы:
- социальное окружение,
- влияние других людей,
- психический склад человека.
Так,
по мнению Н.И.Пирогова, в зависимости от природных склонностей
и характера воспитания, большинство людей выбирает то или иное принятое в
обществе решение проблемы смысла жизни. Таким образом, считает педагог,
целью воспитания должны быть не передача каких-либо профессиональных
знаний и умений, не воспитание "негоциантов, солдат, моряков, духовных
пастырей или юристов
", а воспитание личности, ее волевых и нравственных
качеств, воспитание внутреннего человека[20. С.55] .
Н.И.Пирогов был сторонником "общечеловеческого" воспитания. Для
этого, считал он, нужно давать детям гуманитарное образование. Под
гуманитарным знанием педагог понимал знания, необходимые для каждого
человека, знания, которые передается от поколения к поколению и остаются
навсегда " светильниками на
жизненном пути и древнего, и нового человека".[20.
С.69] Поставленная цель воспитания требует выполнения определенных условий:
во-первых, ребенок должен иметь интеллектуальные задатки,
во-вторых, необходимо дать свободу для развития этих задатков и,
в-третьих, необходимым условием воспитания является религиозное
воспитание, которое дает нравственную основу личности, придает смысл ее
существованию.
Таким
образом, Н.И.Пирогов первым в отечественной педагогике связал
проблему смысла человеческого существования и проблемы целей и задач
педагогики.[19.С.118-119] Педагогическая деятельность рассматривалась как
целостный комплексный процесс, направленный на развитие не только сознания,
но и чувств, воли ребенка, а также совершенствование его телесных, душевных
и духовных устремлений.
Идеи великих педагогов
нашли живой отклик в педагогической среде
России, их идеи развивали П.Ф.Каптерев, А.Ф.Лазурский и другие. В настоящее
время, как отмечает в своей работе В.И.Максакова, антропологический принцип
один из ведущих в педагогике, а антропологическое знаниестержень
профессиональной подготовки современного учителя.[17.С.16] В настоящее
время идеи педагогической
антропологии развивают Б.М.Бим-Бад,
В.А.Сластенин, В.И.Максакова, Т.А.Петрунина.
        Н.И.Пирогов считал, что человечеству уже раскрыт смысл жизни и ее
предопределение, что именно христианство является             основой всякого
воспитания, а христианские истины делают осмысленным наше бытие, задают
цель и смысл педагогической деятельности.
         "Для чего родители так самоуправно распоряжаются участью своих
детей? Кто дал право отцам, матерям и воспитателям властвовать самоуправно
над благими дарами Творца, которыми он снабдил детей? Кто научил, кто
открыл, что дети получили врожденные способности и врожденное признание
играть именно ту роль в обществе, которую родители сами им назначают?" [20]
На формирование личности ребенка оказывают влияние различные факторы:
        - социальное окружение,
        - влияние других людей,
        - психический склад человека.
        Так, по мнению Н.И.Пирогова, в зависимости от природных склонностей
и характера воспитания, большинство людей выбирает то или иное принятое в
обществе решение проблемы смысла жизни. Таким образом, считает педагог,
целью воспитания должны быть не передача каких-либо профессиональных
знаний и умений, не воспитание "негоциантов, солдат, моряков, духовных
пастырей или юристов", а воспитание личности, ее волевых и нравственных
качеств, воспитание внутреннего человека[20. С.55] .
        Н.И.Пирогов был сторонником "общечеловеческого" воспитания. Для
этого, считал он, нужно давать детям гуманитарное образование. Под
гуманитарным знанием педагог понимал знания, необходимые для каждого
человека, знания, которые передается от поколения к поколению и остаются
навсегда " светильниками на жизненном пути и древнего, и нового человека".[20.
С.69] Поставленная цель воспитания требует выполнения определенных условий:
         во-первых, ребенок должен иметь интеллектуальные задатки,
         во-вторых, необходимо дать свободу для развития этих задатков и,
        в-третьих, необходимым условием воспитания является религиозное
воспитание, которое дает нравственную основу личности, придает смысл ее
существованию.
        Таким образом, Н.И.Пирогов первым в отечественной педагогике связал
проблему смысла человеческого существования и проблемы целей и задач
педагогики.[19.С.118-119] Педагогическая деятельность рассматривалась как
целостный комплексный процесс, направленный на развитие не только сознания,
но и чувств, воли ребенка, а также совершенствование его телесных, душевных
и духовных устремлений.
         Идеи великих педагогов нашли живой отклик в педагогической среде
России, их идеи развивали П.Ф.Каптерев, А.Ф.Лазурский и другие. В настоящее
время, как отмечает в своей работе В.И.Максакова, антропологический принцип –
один из ведущих в педагогике, а антропологическое знание – стержень
профессиональной подготовки современного учителя.[17.С.16] В настоящее
время      идеи   педагогической    антропологии     развивают     Б.М.Бим-Бад,
В.А.Сластенин, В.И.Максакова, Т.А.Петрунина.


                                         9