ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
11
Этапы развития
педагогической
ант
р
опологии
Наивная антропология
Суммативная
антропология
Феноменологическая
антропология
Первый этап определяется с момента появления образования как
некоторого целенаправленного процесса обучения и воспитания до середины
Х1Х века. К.Д.Ушинский дает обоснование перехода от наивной педагогической
антропологии к суммативной, что, с его точки зрения, было объективно
обусловлено событиями и развитием науки современного ему периода. Второй
этап
закончился в конце ХХ века. Переход к феноменологической антропологии
обусловлен необходимостью преодолеть противоречие между точностью
научных знаний о человеке, методов их получения и предельно абстрактным
пониманием самого человека.
Специфика антрополого-педагогического исследования заключается в
том, что феномены человека рассматриваются в контексте образования,
раскрываются и исследуются в процессе развития человека средствами обучения
и воспитания. Исходная методологическая установка педагогической
антропологии, отличающая ее от иных видов антропологического мышления,
состоит в том, что понять человека можно только рассматривая его в
контексте образования. Чтобы получить о нем новые знания, необходимо
создавать такие образовательные условия, в которых нечто, исследуемое в
человеке, выходит на новый уровень развития и
раскрывается более полно. В
педагогической антропологии образование выполняет инструментальную
функцию. Педагог-антрополог соединяет разнопредметные знания о человеке в
границах такой образовательной ситуации, в которой осуществляется развитие
определенного феномена человеческого существования.
Педагогический подход к феномену человека имеет не столько
сущностный, сколько технологический характер. Знания о том, что есть картина
мира, эстетическое сознание
, пространственное воображение и другие, можно
получить в психологии, философии и других науках. Педагоги же определенно
знают, как формировать доверительные отношения в ученическом коллективе,
какими средствами обеспечивать эволюцию мировидения у детей, развивать
языковую компетентность и эмоционально-ценностное отношение к миру.
Таким образом, подводит итог Б.М.Бим-Бад в своем
исследовании,[10.
С.16-17] предметом антрополого-педагогического
исследования является определенный феномен человеческого существования,
рассматриваемый в контексте образования. Чтобы перевести этот феномен в
сферу педагогики, необходимо конкретизировать его с учетом создавшейся
образовательной ситуации. Идея феноменологической антропологии
обеспечивает более глубокую научную специализацию педагогики. В настоящее
время в педагогике ученый вынужден одновременно решать разные
Этапы развития педагогической антропологии Наивная антропология Суммативная Феноменологическая антропология антропология Первый этап определяется с момента появления образования как некоторого целенаправленного процесса обучения и воспитания до середины Х1Х века. К.Д.Ушинский дает обоснование перехода от наивной педагогической антропологии к суммативной, что, с его точки зрения, было объективно обусловлено событиями и развитием науки современного ему периода. Второй этап закончился в конце ХХ века. Переход к феноменологической антропологии обусловлен необходимостью преодолеть противоречие между точностью научных знаний о человеке, методов их получения и предельно абстрактным пониманием самого человека. Специфика антрополого-педагогического исследования заключается в том, что феномены человека рассматриваются в контексте образования, раскрываются и исследуются в процессе развития человека средствами обучения и воспитания. Исходная методологическая установка педагогической антропологии, отличающая ее от иных видов антропологического мышления, состоит в том, что понять человека можно только рассматривая его в контексте образования. Чтобы получить о нем новые знания, необходимо создавать такие образовательные условия, в которых нечто, исследуемое в человеке, выходит на новый уровень развития и раскрывается более полно. В педагогической антропологии образование выполняет инструментальную функцию. Педагог-антрополог соединяет разнопредметные знания о человеке в границах такой образовательной ситуации, в которой осуществляется развитие определенного феномена человеческого существования. Педагогический подход к феномену человека имеет не столько сущностный, сколько технологический характер. Знания о том, что есть картина мира, эстетическое сознание, пространственное воображение и другие, можно получить в психологии, философии и других науках. Педагоги же определенно знают, как формировать доверительные отношения в ученическом коллективе, какими средствами обеспечивать эволюцию мировидения у детей, развивать языковую компетентность и эмоционально-ценностное отношение к миру. Таким образом, подводит итог Б.М.Бим-Бад в своем исследовании,[10.С.16-17] предметом антрополого-педагогического исследования является определенный феномен человеческого существования, рассматриваемый в контексте образования. Чтобы перевести этот феномен в сферу педагогики, необходимо конкретизировать его с учетом создавшейся образовательной ситуации. Идея феноменологической антропологии обеспечивает более глубокую научную специализацию педагогики. В настоящее время в педагогике ученый вынужден одновременно решать разные 11
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »