Современные проблемы педагогической и юридической антропологии. Ронжина Н.В. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

13
Одним из первых исследователей, поставивших вопрос о педагогической
антропологии как области познания, был К.Д.Ушинский. Он исходил из идеи
необходимости всесторонних знаний о человеке, на которых должна
основываться педагогика как практическая деятельность.
Действительно, отмечает в своей работе Т.А.Петрунина[19.С.20], если мы
понимаем педагогику как целенаправленную, осознанную деятельность, суть
которой состоит в образовании человека, причем образование трактуется широко
как обучение и воспитание, то целостное представление о человеке как
существе телесном и духовном, совершенно необходимо.
Когда К.Д.Ушинский говорит об антропологических основаниях
педагогики, он перечисляет множество наук, изучающих человека. Педагог
считает, что одним из необходимых условий развития педагогики как
искусства
воспитания является распространение "между воспитателями тех
разнообразнейших антропологических знаний, на которых оно
основывается"[27.С.49]. Вместе с тем, вводя термин "педагогическая
антропология", К.Д.Ушинский нигде не высказывался по поводу того, что
педагогическая антропология является особой или автономной сферой научного
знания. Анализ работы "Человек как предмет воспитания" показывает, что
К.
Д.Ушинский широко трактовал это понятие - как общую антропологическую
основу педагогической теории и практики.
Таким образом, педагог не ставил перед собой задачу создания новой
педагогической дисциплиныпедагогической антропологии, но тщательно
анализировал философские, психологические, религиозные и физиологические
представления своего времени, которые могли быть положены в основу
педагогической теории и практики.
Идею необходимости
антропологического основания педагогики
можно найти и в последующих педагогических
концепциях ХIХ-ХХ веков. В частности, в 20-е
годы ХХ века, в Германии формируются идеи,
связанные с созданием педагогической
антропологии. Г.Ноль публикует работу
"Педагогическое человековедение", где
высказывает мысль, что возможно создание
педагогической антропологии, которая послужит
теоретическим ядром педагогики. Исследователь
вводит антропологический
принцип в педагогику, полагая, что образование как способ саморазвития
человека является атрибутом человеческой сущности, и его законы могут быть
выведены из природы самого человека. Все многообразие наук о человеке
призвано воссоздать целостный образ человека как существа, развивающегося в
процессе воспитания. Г.Ноль, также как К.Д.Ушинский, не
утверждал
необходимости выделения педагогической антропологии в особую сферу
исследования, а ввел антропологический принцип в педагогику.
Последователи Г.НоляО. Больнов, А. Флитнер полагали, что
философская антропология, исследующая сущность человека, является
Ïåäàãîãèêà
Ïåäàãîãè÷åñêàÿ
àíòðîïîëîãèÿ
       Одним из первых исследователей, поставивших вопрос о педагогической
антропологии как области познания, был К.Д.Ушинский. Он исходил из идеи
необходимости всесторонних знаний о человеке, на которых должна
основываться педагогика как практическая деятельность.
       Действительно, отмечает в своей работе Т.А.Петрунина[19.С.20], если мы
понимаем педагогику как целенаправленную, осознанную деятельность, суть
которой состоит в образовании человека, причем образование трактуется широко
– как обучение и воспитание, то целостное представление о человеке как
существе телесном и духовном, совершенно необходимо.
       Когда К.Д.Ушинский говорит об антропологических основаниях
педагогики, он перечисляет множество наук, изучающих человека. Педагог
считает, что одним из необходимых условий развития педагогики как искусства
воспитания      является    распространение    "между   воспитателями              тех
разнообразнейших       антропологических     знаний,   на    которых               оно
основывается"[27.С.49]. Вместе с тем, вводя термин "педагогическая
антропология", К.Д.Ушинский нигде не высказывался по поводу того, что
педагогическая антропология является особой или автономной сферой научного
знания. Анализ работы "Человек как предмет воспитания" показывает, что
К.Д.Ушинский широко трактовал это понятие - как общую антропологическую
основу педагогической теории и практики.
       Таким образом, педагог не ставил перед собой задачу создания новой
педагогической дисциплины – педагогической антропологии, но тщательно
анализировал философские, психологические, религиозные и физиологические
представления своего времени, которые могли быть положены в основу
педагогической теории и практики.
       Идею                      необходимости
антропологического      основания    педагогики                  Ï åäàãî ãè÷åñêàÿ
                                                                 àí òðî ï î ëî ãèÿ
можно найти и в последующих педагогических                       Ï åäàãî ãèêà

концепциях ХIХ-ХХ веков. В частности, в 20-е
годы ХХ века, в Германии формируются идеи,
связанные     с    созданием     педагогической
антропологии.     Г.Ноль    публикует    работу
"Педагогическое       человековедение",     где
высказывает мысль, что возможно создание
педагогической антропологии, которая послужит
теоретическим ядром педагогики. Исследователь вводит антропологический
принцип в педагогику, полагая, что образование как способ саморазвития
человека является атрибутом человеческой сущности, и его законы могут быть
выведены из природы самого человека. Все многообразие наук о человеке
призвано воссоздать целостный образ человека как существа, развивающегося в
процессе воспитания. Г.Ноль, также как К.Д.Ушинский, не утверждал
необходимости выделения педагогической антропологии в особую сферу
исследования, а ввел антропологический принцип в педагогику.
       Последователи Г.Ноля – О. Больнов, А. Флитнер полагали, что
философская антропология, исследующая сущность человека, является
                                            13