Современные проблемы педагогической и юридической антропологии. Ронжина Н.В. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

15
Современная трактовка педагогической антропологии неоднозначна. Так,
один из наиболее известных исследователей в области педагогической
антропологии Б.М.Бим-Бад трактует предмет последней как "человека
воспитующего и воспитуемого", как субъекта и объекта образования, а саму
педагогическую антропологиюкак системное и целостное знание об этом
предмете [10.С.14].
И.Б.Котова, Е.А.
Шиянов полагают, что "педагогическая антропология
определяется как система знаний о человекесубъекте и объекте образования,-
позволяющая осуществить поиск новых типов образовательных стратегий и
технологийГлавным предметом общей и педагогической антропологии
остается человекВ отличие от общей антропологии педагогическая
антропология познает человека как субъекта и объекта образовательного
процесса"[15.С.11].
В.И.Слободчикова
и Е.И.Исаев дают такое определение предмета
педагогической антропологии: "педагогическая антропологияэто учение о
человеке, становящемся в сфере образования"[24.С.29]. При таком понимании
предмет педагогической антропологии и предмет педагогики почти полностью
совпадают.
Таким образом, делает вывод Т.А.Петрунина, с одной стороны, предмет
педагогической антропологии трактуется очень широко, вплоть
до полного
совпадения с предметом педагогической науки в целом; с другой стороны,
проявляется стремление сделать педагогическую антропологию относительно
самостоятельной дисциплиной в системе педагогических или антропологических
наук. Более верным, считает Т.А.Петрунина, является представление о
педагогической антропологии как целостной системе представлений о человеке,
лежащей в основе той или иной педагогической концепции
.
Такое понимание можно найти у К.Д.Ушинского, у некоторых
представителей немецкой антропологии, у Б.Г.Ананьева. Поэтому педагогическая
антропология понимается как целостная взаимосвязанная система представлений
о человеке, лежащая в основе определенной педагогической теории и играющая
роль в создании и функционировании этой теории [19. С 29].
Чтобы ответить на вопрос, что такое
педагогическая антропология, нужно
определить, что такое педагогика. Б.М.Бим-Бад говорит, что педагогиканаука и
искусство совершенствования человека и групп людей с помощью образования,
воспитания и обучения. [10. С.13]
В педагогическое знание включаются три главные области:
1. Педагогика как наука и искусство. Область знания о педагогике как
теории и практике называется
философией педагогики, или общей педагогикой.
Философия педагогики отвечает на такие вопросы, как: Необходима ли
педагогика как научное знание о воспитании? Какова область ее действия?
Какова природа педагогики в отличие от других наук и искусств? Природа
педагогики как науки и искусства воспитания производна от природы
воспитания, от понимания его сущности. Поэтому в
основе философии
педагогики лежит теория образования, воспитания и обучения.
        Современная трактовка педагогической антропологии неоднозначна. Так,
один из наиболее известных исследователей в области педагогической
антропологии Б.М.Бим-Бад трактует предмет последней как "человека
воспитующего и воспитуемого", как субъекта и объекта образования, а саму
педагогическую антропологию – как системное и целостное знание об этом
предмете [10.С.14].
        И.Б.Котова, Е.А.Шиянов полагают, что "педагогическая антропология
определяется как система знаний о человеке – субъекте и объекте образования,-
позволяющая осуществить поиск новых типов образовательных стратегий и
технологий…Главным предметом общей и педагогической антропологии
остается человек…В отличие от общей антропологии педагогическая
антропология познает человека как субъекта и объекта образовательного
процесса"[15.С.11].
        В.И.Слободчикова и Е.И.Исаев дают такое определение предмета
педагогической антропологии: "педагогическая антропология – это учение о
человеке, становящемся в сфере образования"[24.С.29]. При таком понимании
предмет педагогической антропологии и предмет педагогики почти полностью
совпадают.
        Таким образом, делает вывод Т.А.Петрунина, с одной стороны, предмет
педагогической антропологии трактуется очень широко, вплоть до полного
совпадения с предметом педагогической науки в целом; с другой стороны,
проявляется стремление сделать педагогическую антропологию относительно
самостоятельной дисциплиной в системе педагогических или антропологических
наук. Более верным, считает Т.А.Петрунина, является представление о
педагогической антропологии как целостной системе представлений о человеке,
лежащей в основе той или иной педагогической концепции.
        Такое понимание можно найти у К.Д.Ушинского, у некоторых
представителей немецкой антропологии, у Б.Г.Ананьева. Поэтому педагогическая
антропология понимается как целостная взаимосвязанная система представлений
о человеке, лежащая в основе определенной педагогической теории и играющая
роль в создании и функционировании этой теории [19. С 29].
        Чтобы ответить на вопрос, что такое педагогическая антропология, нужно
определить, что такое педагогика. Б.М.Бим-Бад говорит, что педагогика – наука и
искусство совершенствования человека и групп людей с помощью образования,
воспитания и обучения. [10. С.13]
        В педагогическое знание включаются три главные области:
        1. Педагогика как наука и искусство. Область знания о педагогике как
теории и практике называется философией педагогики, или общей педагогикой.
Философия педагогики отвечает на такие вопросы, как: Необходима ли
педагогика как научное знание о воспитании? Какова область ее действия?
Какова природа педагогики в отличие от других наук и искусств? Природа
педагогики как науки и искусства воспитания производна от природы
воспитания, от понимания его сущности. Поэтому в основе философии
педагогики лежит теория образования, воспитания и обучения.


                                        15