Современные проблемы педагогической и юридической антропологии. Ронжина Н.В. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

18
В современной антропологии
человек рассматривается в различных
отношениях: "человекприрода",
"человек - культура", "человекБог". В
настоящее время проблема
взаимоотношений природы и человека
приобрела глобальный характер. Эта
проблема носит уже не чисто
теоретический характер, а от ее решения
зависит будущее человеческого
общества.
Но человек проявляет свою сущность не только как природное
существо,
но и как социальное, что проявляется в его существовании в социокультурной
среде. Система взаимоотношений "человеккультура" разворачивается в
социальном пространстве бытия человека.
Третья сфера бытия человекаэто взаимоотношения его с Богом.
"Картина человека" была бы неполной, если исключить этот аспект из области
антропологических исследований [19.С.17]. И светская, и религиозная
антропология рассматривает эти взаимоотношения, давая подчас разные ответы
на одни и те же вопросы.
Атеистическая антропология тоже рассматривает проблему Бога и
человека как существо религиозное. Только божество трактуется как эпифеномен
человеческого существования. В ХХ веке философская, психологическая
антропология искали ответы на вопросы: "Что такое религия?", "Что такое
религиозная вера?" с атеистической
точки зрения. При этом религиозный аспект
человеческого бытия неизбежно попадал в поле зрения исследователей.
Религиозная антропология рассматривает человека в рамках религиозного
мировоззрения. Священные тексты, богословские труды, религиозная практика
содержат антропологические представления, которые играют важную роль в
системе религиозных верований. Связь человека с Богом не столько исследуется,
сколько переживается верующими как
непосредственная данность[19.С.18]. Эта
связь и составляет сущность религии. В философской, психологической,
педагогической антропологии проблема взаимосвязи человека и Бога является
одной из наиболее интересных, хотя она не всегда находится в центре внимания
исследователей, считает Т.А.Петрунина.
Изучение антропологических традиций в российской педагогике Х1Х -
ХХ веков важно не только в
целях воссоздания полной картины истории
педагогики, сколько для конструирования новых современных педагогических
концепций.
В различные исторические эпохи в отечественной педагогике ставились
различные цели воспитания, по-разному понималась сущность педагогической
деятельности. И это в значительной степени зависело от того, какой идеал
человека господствовал в данную эпоху.
Русская культура на протяжении многих
веков была христианской.
Христианские представления о человеке, христианская антропология оказали
ÊÓËÜÒÓÐÀ
ÏÐÈÐÎÄÀÁÎ Ã
×ÅËÎ ÂÅÊ
       В современной антропологии
человек рассматривается в различных                      ÊÓË ÜÒÓÐÀ

отношениях: "человек – природа",
"человек - культура", "человек – Бог". В
настоящее         время        проблема
взаимоотношений природы и человека                       × ÅËÎ ÂÅÊ

приобрела глобальный характер. Эта
проблема     носит    уже    не   чисто       ÁÎ Ã                    Ï ÐÈ ÐÎ Ä À

теоретический характер, а от ее решения
зависит      будущее      человеческого
общества.
       Но человек проявляет свою сущность не только как природное существо,
но и как социальное, что проявляется в его существовании в социокультурной
среде. Система взаимоотношений "человек – культура" разворачивается в
социальном пространстве бытия человека.
       Третья сфера бытия человека – это взаимоотношения его с Богом.
"Картина человека" была бы неполной, если исключить этот аспект из области
антропологических исследований [19.С.17]. И светская, и религиозная
антропология рассматривает эти взаимоотношения, давая подчас разные ответы
на одни и те же вопросы.
       Атеистическая антропология тоже рассматривает проблему Бога и
человека как существо религиозное. Только божество трактуется как эпифеномен
человеческого существования. В ХХ веке философская, психологическая
антропология искали ответы на вопросы: "Что такое религия?", "Что такое
религиозная вера?" с атеистической точки зрения. При этом религиозный аспект
человеческого бытия неизбежно попадал в поле зрения исследователей.
       Религиозная антропология рассматривает человека в рамках религиозного
мировоззрения. Священные тексты, богословские труды, религиозная практика
содержат антропологические представления, которые играют важную роль в
системе религиозных верований. Связь человека с Богом не столько исследуется,
сколько переживается верующими как непосредственная данность[19.С.18]. Эта
связь и составляет сущность религии. В философской, психологической,
педагогической антропологии проблема взаимосвязи человека и Бога является
одной из наиболее интересных, хотя она не всегда находится в центре внимания
исследователей, считает Т.А.Петрунина.
       Изучение антропологических традиций в российской педагогике Х1Х -
ХХ веков важно не только в целях воссоздания полной картины истории
педагогики, сколько для конструирования новых современных педагогических
концепций.
       В различные исторические эпохи в отечественной педагогике ставились
различные цели воспитания, по-разному понималась сущность педагогической
деятельности. И это в значительной степени зависело от того, какой идеал
человека господствовал в данную эпоху.
       Русская культура на протяжении многих веков была христианской.
Христианские представления о человеке, христианская антропология оказали
                                         18