Современные проблемы педагогической и юридической антропологии. Ронжина Н.В. - 33 стр.

UptoLike

Составители: 

33
И как обычно бывает с человеком, когда утрачивается идеал, начинаются
поиски утраченного, анализируются причины, порождающие современное
бездуховное состояние личности и социума в целом. В процессе поиска человек,
как правило, обращается к истории, к своему духовному наследию.
Анализ педагогических систем XIX века наглядно демонстрирует нам, что
процесс воспитания и образования в России традиционно
строился на идеалах
веры и религии. Современные попытки строить систему воспитания и
образования на идеалах отечественной истории и культуры в целом, а религию
рассматривать как неотъемлемый элемент культуры, находят отражение во
многих исследованиях российских ученых, а также в ряде нормативных правовых
актов, регулирующих отношения в сфере образования Российской Федерации.
Одной
из насущных задач отечественной педагогической науки является
создание педагогической антропологии как совокупности представлений о
человеке, его природе, смысле и целях его существования, о его месте в мире.
Решение этой задачи возможно лишь посредством интеграции
философских, религиозных, психологических и естественно-научных знаний.
Существенной проблемой является проблема места педагогической антропологии
в сфере
культуры: как педагогическая антропология взаимосвязана с различными
сферами человеческой культуры, такими как наука, религия, мифология,
философия, идеология.[19. С.7]
Религия рассматривается педагогической антропологией как очень
серьезный источник знаний об отношении человека к жизни, к смерти и
бессмертию. Религиозная вера в огромной степени ответственна за наш облик и
за наши пути, за цели
, которые мы выбираем в жизни, и за способы, которыми мы
достигаем эти цели.[10.С.28].
Б.М.Бим-Бад считает, что все самое трудное в жизни человека
разрешается в религиозном сознании. Беспомощность перед смертью, болью,
потерями; случай, слабость, бессилие, страсти, страхвсе это делает нашу жизнь
мучительно сложной.
Вера нейтрализует боязнь,
примиряет с роком, вознаграждает за муки -
пусть позже, но воздает за страдания и лишения. Главное - дарит бессмертие!
Ценность этих представлений велика - они определяют отношение
человека к миру и во многомотношения с миром. Без них человек
обнаруживает себя беззащитным и одиноким. Вера вырабатывает ответы на
вопросы о возникновении мира и об
отношениях между душой и телом. [10. С.
28-29]
Религия обеспечивает взаимодействие между прошлым, настоящим и
будущим.
Стало быть, никакое воспитание не может обойти молчанием вопросы
веры, и религия становится в центр педагогико - антропологических
изысканий.[10.С.29]
На протяжении всей истории правовой и педагогической мысли проблема
совершенствования религиозного воспитания и образования в целом привлекает
внимание ученых - мыслителей. Так, например, известны мысли Я.А.
Коменского, Ж.-Ж.Руссо, Б.Спинозы, Дж. Локка, В. Франкла, И.Г. Песталоцци,
       И как обычно бывает с человеком, когда утрачивается идеал, начинаются
поиски утраченного, анализируются причины, порождающие современное
бездуховное состояние личности и социума в целом. В процессе поиска человек,
как правило, обращается к истории, к своему духовному наследию.
       Анализ педагогических систем XIX века наглядно демонстрирует нам, что
процесс воспитания и образования в России традиционно строился на идеалах
веры и религии. Современные попытки строить систему воспитания и
образования на идеалах отечественной истории и культуры в целом, а религию
рассматривать как неотъемлемый элемент культуры, находят отражение во
многих исследованиях российских ученых, а также в ряде нормативных правовых
актов, регулирующих отношения в сфере образования Российской Федерации.
Одной из насущных задач отечественной педагогической науки является
создание педагогической антропологии как совокупности представлений о
человеке, его природе, смысле и целях его существования, о его месте в мире.
       Решение этой задачи возможно лишь посредством интеграции
философских, религиозных, психологических и естественно-научных знаний.
Существенной проблемой является проблема места педагогической антропологии
в сфере культуры: как педагогическая антропология взаимосвязана с различными
сферами человеческой культуры, такими как наука, религия, мифология,
философия, идеология.[19. С.7]
       Религия рассматривается педагогической антропологией как очень
серьезный источник знаний об отношении человека к жизни, к смерти и
бессмертию. Религиозная вера в огромной степени ответственна за наш облик и
за наши пути, за цели, которые мы выбираем в жизни, и за способы, которыми мы
достигаем эти цели.[10.С.28].
       Б.М.Бим-Бад считает, что все самое трудное в жизни человека
разрешается в религиозном сознании. Беспомощность перед смертью, болью,
потерями; случай, слабость, бессилие, страсти, страх – все это делает нашу жизнь
мучительно сложной.
       Вера нейтрализует боязнь, примиряет с роком, вознаграждает за муки -
пусть позже, но воздает за страдания и лишения. Главное - дарит бессмертие!
       Ценность этих представлений велика - они определяют отношение
человека к миру и во многом – отношения с миром. Без них человек
обнаруживает себя беззащитным и одиноким. Вера вырабатывает ответы на
вопросы о возникновении мира и об отношениях между душой и телом. [10. С.
28-29]
       Религия обеспечивает взаимодействие между прошлым, настоящим и
будущим.
       Стало быть, никакое воспитание не может обойти молчанием вопросы
веры, и религия становится в центр педагогико - антропологических
изысканий.[10.С.29]
       На протяжении всей истории правовой и педагогической мысли проблема
совершенствования религиозного воспитания и образования в целом привлекает
внимание ученых - мыслителей. Так, например, известны мысли Я.А.
Коменского, Ж.-Ж.Руссо, Б.Спинозы, Дж. Локка, В. Франкла, И.Г. Песталоцци,
                                         33