ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
34
интересны работы С.А.Авакьяна, М.Н.Костикова, А.Н.Кошеварова, Т.А. Кудрина,
А.Кураева., А.В.Миронова, Ю.А. Бабинова и других ученых по вопросам
религиозного воспитания и образования в целом.
В современный период, в связи с актуализацией социально-культурных,
духовно-нравственных проблем и тенденций развития общества, вопросы
религиозного
образования отражаются в научно-педагогических исследованиях
А.П.Чернеевского, Д.С.Яковлева, М.Г.Писманика , А.А. Радугина и др.
До 1917г. в качестве государственной религии в России выступало
православие, обеспечивавшее религиозное образование в школе посредством
преподавания Закона Божьего. В Советской России свобода совести трактовалась
как свобода пропаганды атеизма. Поэтому,
взаимоотношения школы и религии в
отечественном опыте представлены двумя вариантами ущемления свободы
совести. Иначе говоря, если не атеизм, то религия и наоборот.
В течение семидесяти лет поколения советских школьников
формировались в духе неприятия религии, критического отношения к ней. Такая
ориентация была связана с определенным пониманием религии, которое
вырабатывалось атеистической мыслью тысячелетиями
, получило широкое
распространение в ХIХ – ХХ веках и позже было закреплено в советской
идеологии. Религия трактовалась как заблуждение ума, опора господствующих
классов в порабощении бедных как «опиум народа», «дурман», «духовная
сивуха». Природа же религии всегда была более сложной, чем ее привыкли
представлять. Религия на определенном этапе человеческой истории была
одной
из форм освоения мира наряду с мифологией, философией и искусством.
Религией накоплен огромный опыт размышления о человеке – его
природе, смысле жизни и назначении, смерти и бессмертии, отношении к добру и
злу, свободе воли и так далее. В ее фокусе – глубинные основания духовной
жизни человека – вера, надежда, любовь, стыд, сострадание, жалость
. Этот аспект
никогда не затрагивался в практике обучения и воспитания советской школы.
Поэтому сегодня и встает педагогическая проблема – как в негуманных условиях
современного мира воспитывать гуманные качества личности, вырабатывать
воззрения на человека[11.С.18] как уникальное, неповторимое существо.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий I на Рождественских чтениях в январе
1999 года в
своем обращении сказал, что «не отвержение культурных богатств
прошлого, но духовное осмысление и преображение его было важнейшей
доминантной святоотеческой мысли. Задача усвоения и осмысления культурного
достояния человечества стоит перед нами и сегодня»[26]. При всей своей
общечеловеческой ценностной ориентации данный подход к процессу воспитания
является вероисповедным, так как в основу образования
и воспитания кладется
принцип религиозного (православного) образования и воспитания.
Эту точку зрения разделяют некоторые ученые, творческие деятели,
многие религиозные родители. В соответствии с нею государственные школы
должны приобщать детей к ценностям конкретной религии, ее этике и так далее.
Духовное обучение и воспитание не может быть полностью
тождественным религиозному обучению и воспитанию
. В условиях пока еще
интересны работы С.А.Авакьяна, М.Н.Костикова, А.Н.Кошеварова, Т.А. Кудрина, А.Кураева., А.В.Миронова, Ю.А. Бабинова и других ученых по вопросам религиозного воспитания и образования в целом. В современный период, в связи с актуализацией социально-культурных, духовно-нравственных проблем и тенденций развития общества, вопросы религиозного образования отражаются в научно-педагогических исследованиях А.П.Чернеевского, Д.С.Яковлева, М.Г.Писманика , А.А. Радугина и др. До 1917г. в качестве государственной религии в России выступало православие, обеспечивавшее религиозное образование в школе посредством преподавания Закона Божьего. В Советской России свобода совести трактовалась как свобода пропаганды атеизма. Поэтому, взаимоотношения школы и религии в отечественном опыте представлены двумя вариантами ущемления свободы совести. Иначе говоря, если не атеизм, то религия и наоборот. В течение семидесяти лет поколения советских школьников формировались в духе неприятия религии, критического отношения к ней. Такая ориентация была связана с определенным пониманием религии, которое вырабатывалось атеистической мыслью тысячелетиями, получило широкое распространение в ХIХ – ХХ веках и позже было закреплено в советской идеологии. Религия трактовалась как заблуждение ума, опора господствующих классов в порабощении бедных как «опиум народа», «дурман», «духовная сивуха». Природа же религии всегда была более сложной, чем ее привыкли представлять. Религия на определенном этапе человеческой истории была одной из форм освоения мира наряду с мифологией, философией и искусством. Религией накоплен огромный опыт размышления о человеке – его природе, смысле жизни и назначении, смерти и бессмертии, отношении к добру и злу, свободе воли и так далее. В ее фокусе – глубинные основания духовной жизни человека – вера, надежда, любовь, стыд, сострадание, жалость. Этот аспект никогда не затрагивался в практике обучения и воспитания советской школы. Поэтому сегодня и встает педагогическая проблема – как в негуманных условиях современного мира воспитывать гуманные качества личности, вырабатывать воззрения на человека[11.С.18] как уникальное, неповторимое существо. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I на Рождественских чтениях в январе 1999 года в своем обращении сказал, что «не отвержение культурных богатств прошлого, но духовное осмысление и преображение его было важнейшей доминантной святоотеческой мысли. Задача усвоения и осмысления культурного достояния человечества стоит перед нами и сегодня»[26]. При всей своей общечеловеческой ценностной ориентации данный подход к процессу воспитания является вероисповедным, так как в основу образования и воспитания кладется принцип религиозного (православного) образования и воспитания. Эту точку зрения разделяют некоторые ученые, творческие деятели, многие религиозные родители. В соответствии с нею государственные школы должны приобщать детей к ценностям конкретной религии, ее этике и так далее. Духовное обучение и воспитание не может быть полностью тождественным религиозному обучению и воспитанию. В условиях пока еще 34
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- …
- следующая ›
- последняя »