Современные проблемы педагогической и юридической антропологии. Ронжина Н.В. - 46 стр.

UptoLike

Составители: 

46
образование к образовательным программам не относится. Однако отмеченная
часть 4 статьи 5 Федерального закона "О свободе совести…" регулирует
возможность получения этого образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях. Такая позиция законодателя вызывает ряд
вопросов при реализации права на религиозное образование.
-Не вполне ясен порядок допуска учителей к преподаванию религиозных
факультативов и требования
к их квалификации.
- Никак не регулируется порядок правомочности учителя преподавать
религию от имени религиозной организации, которая организует факультатив.
- Не решен вопрос о возможности отстранения учителя от преподавания
религиозной дисциплины в случае негативного воздействия данного предмета на
учащихся.
- Не решен вопрос и о праве религиозной организации отозвать учителя в
случае
его выхода из религиозной организации и контролировать качество
преподавания.
Перечисленные пробелы в законодательстве создают условия для
нарушения прав учеников, неквалифицированного преподавания религии в
школе, преподавания от имени религиозной организации неуполномоченного
учителя.
Важно отметить, что любое религиозное образование, в том числе и
духовное, по существу не является частью религиозного культа, не
предусматривает обязательного поведения религиозных ритуалов в процессе
обучения. Даже так называемое «обучение религии», то есть обучение участию в
культовой деятельности, церковной жизни, остается именно обучением, а не
собственно религиозной жизнью личности.
Систематизация всех этих разновидностей религиозного образования с
учетом реальной практики позволяет выделить две основные области
религиозного образования.
1.Связанная с
изучением религии, не имеющим общесоциальной
значимости и поэтому не требующим государственной стандартизации.
Государство не определяет содержание такого религиозного образования, но оно
должно быть открытым, доступным не только для последователей той или иной
религии, в частности, во избежание пропаганды антигосударственных и
асоциальных идей под видом обучения религии. Кроме того, это необходимо и
для сохранения «единого образовательного пространства конфессии», в чем
заинтересованы, прежде всего, сами религиозные организации.
2. Связанная с изучением религии, имеющим общесоциальную
значимость и потому требующим государственной стандартизации,
регламентации и контроля.
а) изучение религии в общеобразовательных учреждениях разных типов и
организационноправовых формах[4], в том числе в государственных
учреждениях, в соответствии с
государственными образовательными
стандартами, программами, учебными планами, программами учебных курсов и
дисциплин; напримеризучение религии в курсах по выбору учащихся и их
образование к образовательным программам не относится. Однако отмеченная
часть 4 статьи 5 Федерального закона "О свободе совести…" регулирует
возможность получения этого образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях. Такая позиция законодателя вызывает ряд
вопросов при реализации права на религиозное образование.
       -Не вполне ясен порядок допуска учителей к преподаванию религиозных
факультативов и требования к их квалификации.
       - Никак не регулируется порядок правомочности учителя преподавать
религию от имени религиозной организации, которая организует факультатив.
       - Не решен вопрос о возможности отстранения учителя от преподавания
религиозной дисциплины в случае негативного воздействия данного предмета на
учащихся.
       - Не решен вопрос и о праве религиозной организации отозвать учителя в
случае его выхода из религиозной организации и контролировать качество
преподавания.
        Перечисленные пробелы в законодательстве создают условия для
нарушения прав учеников, неквалифицированного преподавания религии в
школе, преподавания от имени религиозной организации неуполномоченного
учителя.
       Важно отметить, что любое религиозное образование, в том числе и
духовное, по существу не является частью религиозного культа, не
предусматривает обязательного поведения религиозных ритуалов в процессе
обучения. Даже так называемое «обучение религии», то есть обучение участию в
культовой деятельности, церковной жизни, остается именно обучением, а не
собственно религиозной жизнью личности.
       Систематизация всех этих разновидностей религиозного образования с
учетом реальной практики позволяет выделить две основные области
религиозного образования.
       1.Связанная с изучением религии, не имеющим общесоциальной
значимости и поэтому не требующим государственной стандартизации.
Государство не определяет содержание такого религиозного образования, но оно
должно быть открытым, доступным не только для последователей той или иной
религии, в частности, во избежание пропаганды антигосударственных и
асоциальных идей под видом обучения религии. Кроме того, это необходимо и
для сохранения «единого образовательного пространства конфессии», в чем
заинтересованы, прежде всего, сами религиозные организации.
       2. Связанная с изучением религии, имеющим             общесоциальную
значимость и потому требующим государственной стандартизации,
регламентации и контроля.
       а) изучение религии в общеобразовательных учреждениях разных типов и
организационно – правовых формах[4], в том числе в государственных
учреждениях, в соответствии с государственными образовательными
стандартами, программами, учебными планами, программами учебных курсов и
дисциплин; например – изучение религии в курсах по выбору учащихся и их


                                       46