ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
13
оригинальности, вписывается в духовный контекст эпохи, порожденной
духовными потребностями своего времени, общую культурную ситуацию. В
этом движении теоретической мысли сформировалось его представление о
диалоге как форме духовного общения людей в реальной жизни и как способе
его художественного моделирования в искусстве.
Диалог в понимании М. Бахтина (см, например, М.М. Бахтин и
философская культура ХХ века. Проблемы бахтинологии, 1991; Бахтин, М.М. К
философии поступка [Текст] / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и
техники. Ежегодник 1984-1985. – М.: Наука, 1986; Бахтин, М.М. Эстетика
словесного творчества. – М.: Искусство, 1986.) – особый мир общения
свободных личностей, некая общечеловеческая реальность. С одной стороны, он
– предпосылка, изначальное условие человеческого сознания
и самосознания, с
другой стороны, основная форма их реализации. Видовой человек – человек
«диалогический», и диалог – не средство, а сущность сознания. Важнейшая
потребность человека – вести диалоги (внутренний и внешний). Это и есть
человеческое существование. Чтобы вести диалоги, нужно содержание. Диалога
без содержания не бывает, но к нему оно не сводится. Диалог
– это не «вопрос-
ответ», а взаимооплотнение смыслов. Следовательно, в центре внимания
М. Бахтина – не содержание диалога, а его бытийные характеристики.
Важнейшая из них – не необходимость передать, получить сведения, а
потребность человека отнестись к другому как к человеку.
При этом внимание студентов обращается на то, что диалог в понимании
автора – «диалог
личностей», каждая из которых неповторима, открыта,
свободна, ответственна. В бытийном плане диалог не может быть завершен,
исчерпан, он может лишь оборваться. Диалог у М. Бахтина принципиально
незавершен, и его ведут незавершенные личности, а не «субъекты» общения.
После реального окончания диалога остаются его бытийные характеристики:
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- …
- следующая ›
- последняя »