Диалог как основа человеческого существования - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

14
потребность людей в обращении друг к другу, их уникально личностные точки
зрения на других и на мир, то есть смыслы. Одно из замечательных открытий
ученогопринцип «вненаходимости»
Следует обратить внимание, что советской психологией многие идеи
М. Бахтина были не приняты. Игнорирование роли предметной деятельности как
важнейшего источника социального сознания, принцип незавершенности
подвергались критической оценке. Тем с большим энтузиазмом в эпоху
перестройки началось «новое» понимание и осмысление его идей. Студентам
рекомендуется в связи с этим обратиться, например, к сборнику научных трудов
М.М. Бахтин и философская культура ХХ века. Проблемы бахтинологии, 1991.
При анализе современных исследований диалога в отечественной
психологии отмечается, что внимание
к диалогу со стороны многих наук, как
часто и бывает в таких случаях, размывает границы данного понятия,
происходит, по образному выражению С.Л. Братченко, «эрозия содержания».
Даже в рамках только одной психологии встречаются очень разные подходы к
данному явлению. С.Л. Братченко предлагает группировать их в две позиции.
Перваяигнорирование
многообразия толкований диалога. В этом случае
авторы исходят из достаточно неопределенного его понимания, и проблема его
дефиниции не ставится. Другие ученые, наоборот, основываются на вполне
определенном понимании диалога. При этом явно или неявно утверждается
существование «истинного», с точки зрения автора, его понимание. Остальные
считаются ошибочными. С точкой зрения этого автора можно
ознакомиться из
работы Братченко, С.Л. Существует ли диалог? [Текст] / С.Л. Братченко //
Человек в мире диалога. Тезисы докладов и сообщений. – Л.: Наука, 1990. С.125-
128.
В научной литературе можно встретить изучение интеллектуально-
познавательных аспектов диалога, как формы мышления, средства решения