Диалог как основа человеческого существования - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

17
либо просто декларируется, либо не учитывается вообще. Справедливости ради,
отмечается, что и в зарубежной науке онтопсихология до сих пор не исследована
(А. Маслоу, Р. Мэй, Дж. Бюдженталь, Р. Менегетти и др.).
Студентам предлагается обсудить причины затруднений изучения
онтологических проблем в отечественной психологии советского периода, и
отмечается, что без «онтологии» личности
трудно исследовать «онтологию»
общения. Чтобы «психологическая» модель стала «онтологической»,
необходимо подойти к человеку, как некой целостности, исследование его
уникального внутреннего мира, ценностного и нравственного отношения к миру.
С другой стороны, «онтология» общения может помочь понять «онтологию»
человека. Иными словами, экзистенциальную сущность общения можно изучить
лишь при учете совокупности всех его проявлений
и компонентов. В данном
случае целесообразно обратиться к мысли А.А. Бодалева, что объектом
исследования должно выступать само общение как целостный процесс, а не
отдельные его участники, причем его необходимо изучать как монообъект, а
затем как элемент социальной системы (Бодалев, А.А. Психология общения
[Текст] / А.А. Бодалев. М.:
Изд-во «Институт практической психологии»,
Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996).
Обобщая все выше сказанное, еще раз подчеркивается, что, несмотря на
серьезные традиции, заложенные нравственной философией, советская
психология по пути экзистенциального понимания общения пошла. Общение
признавалось «цементирующим звеном» совместно выполняемой деятельности и
жизни внутри «замкнутого» социалистической системой отношений,
пространства. Нравственные отношения признавались одной из
разновидностей
отношений, и особого внимания им не уделялось. Однако в анализ человеческих
отношений включались ценности, а благодаря ряду ученых значимость
нравственности для понимания человеческого поведения «сохранялась», и во