ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
21
согласно одному из основоположников герменевтики Ф. Асту – «основной закон
всего понимания и узнавания». Чтобы предструктура понимания не
превращалась в предвзятость, важна и вторая сторона герменевтического круга –
возвратное движение познания от детали к целому, и в зависимости от этого
изменение образа последнего. Так как познание другого в процессе общения
непосредственно зависит от
развития внутреннего мира познающего, его
нравственного облика, герменевтика смыкается с этикой. Студенты должны
уяснить, что приведенные положения герменевтической философии нашли
отражение в дальнейших психологических исследованиях.
При дальнейшем анализе диалога внимание студентов обращается на
работу И. Канта, который ставил в центр внимания отношение «Я» к другому
«Я» и искал в человеке
такой орган и такие способности, которые были бы
ответственны за человеческое общение (Кант, И. Сочинения в 6 т. [Текст]
/ И.
Кант. –– М.: Мысль, 1965. – Т.4, Ч.1.). В центре учения Л. Фейербаха также
диалогическое отношение «Я-Ты». Пытаясь спасти учение о человеке от
ведущего к разобщению людей культа личностного «Я», он признавал исходной
клеточкой бытия микросистему «Я-Ты», подготовив тем самым учение об
обществе как продукте общения людей. Он провозгласил
незакономерным
рассматривать сознание независимо от отношения людей. Нет никакого «Я» до
отношения (между двумя людьми). Они первичнее и важнее, чем сам человек,
продукт этих отношений. В дальнейшем исследование отношения «Я-Ты» стало
центральным в ряде философско-эстетических и социально-психологических
учений, прежде всего, в трудах экзистенциалистов.
Как известно, первый вариант экзистенциализма
возник в начале ХХ века в
России и был представлен в работах Н. Бердяева, П. Флоренского, Л. Шестова и
других философов, а также в произведениях русских писателей Л.Толстого,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- …
- следующая ›
- последняя »