Диалог как основа человеческого существования - 23 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

23
Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М.: Просвещение, 1991. С. 171- 172).
Предмет его исследованийобщение между сознаниями. При этом другое
сознание выражается как «Ты», как второе лицо личного местоимения. Это
«другое Я», точнее «ты» (Я всегда в единственном числе и неповторимо) должно
быть дано не извне, быть объектом, а первичным и исконным
образом «изнутри»
присуще «мне». Любое общениене простое скрещивание двух лучей. В самой
мимолетной встрече двух партнеров осуществляется определенная циркуляция
единой жизни, какое-то общее духовное кровообращение. Другими словами, ни
два независимых существа встречаются и становятся друг для друга «Я» и «Ты».
Их встреча есть лишь пробуждение некоего исходного единства.
Лишь в силу
этого они могут стать «Я» и «Ты». Усмотрение в другом человеке «себе
подобного» через исконную внутреннюю сопринадлежность двух людей, через
интуитивное восприятие взаимного внутреннего единства предполагает
взаимное понимание между ними. «Я» никогда не существует без «Ты», искони
ищет встречи с ним, а первичное единство с ним конституирует самое
существо
«Я». С единством «Я» и «Ты» связано безграничное «Мы», которое
противостоит «вы» и «они». Но гуманизм С. Франка в том и проявляется, что
«Мы» в высшем соединении включает в себя «вы» и «они» (например, «мы» -
человечество). Тем самым предполагается, что диалог возможен на разных
уровнях, в том числе
и между сообществами, нациями. Духовное бытие, считает
С.Франк, имеет два соотносительных аспекта: оно есть раздельная
множественность многих индивидуальных сознаний и вместе с тем их
нераздельное исконное единство. Равноправие между ними достигается
моральными отношениями. Из этого равноправия вытекает формула
справедливости: человек должен отвлечься от личных интересов, симпатий,
антипатий; должен относиться
ко всем людям одинаково; ценить и уважать их
независимо от их близости или удаленности, согласия или не согласия с ним.