Диалог как основа человеческого существования - 25 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

25
рассмотрение бытия как диалога между Богом и человеком, между человеком и
миром.
Сфера «между», согласно М. Буберу, возникает с тех пор, как человек стал
человеком. Он пишет, что особое видение мира, на котором основано понятие
«между» приобретается там, где отношения между человеческими личностями
локализованы не внутри индивидов (как это обычно
бывает) и не в объемлющем
и определяющем их мире всеобщего, но фактически между ними. «Между» не
вспомогательная конструкция, но истинное место и носитель межчеловеческого
события» (Бубер, М. Я и Ты [Текст]
/ М. Бубер. М.: Высшая школа, 1993). По
ту сторону субъективного, но эту сторону объективного, на узкой кромке, где
встречаются «Я» и «Ты», лежит область «между».
Две крайности в современных концепциях человека
индивидуалистическая и коллективистическая, утверждал М. Бубер, схватывают
сущность человека односторонне. Но есть третий путь, лежащий между ними.
Он основан
на понимании того, что фундаментальная форма человеческого
существованиячеловек с человеком. Это и называется диалогическим
принципом. Тем самым М. Бубер противопоставляет «индивидуализму» (где
человек видится лишь в соотнесении с самим собой) или «коллективизму» (где
человеклишь часть общества) истинное третье, которое поможет
человеческому роду вновь обрести подлинную личность и учредить истинную
общность. Наука о человеке, в связи с этим, может двигаться, во-первых, к
обновленному пониманию личности и, во-вторых, к обновленному пониманию
общности. Главным предметом этой науки будет не индивидуум и не коллектив,
но человек с человеком. Причем «Я» возникает лишь из отношения «Ты», а
смысл человеческого существования вновь и
вновь порождают взаимность,
которая возможна лишь между личностями.