Диалог как основа человеческого существования - 26 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

26
М. Бубер приводит и примеры, ограничивающие эту взаимность.
Например, нормативные отношенияпсихотерапевт и пациент. Чтобы
восстановить угасший личностный центр, пациент должен все время находиться
не только в своей роли, но и на другом полюсе биполярного отношения. Но это
едва ли возможно. Тоже может происходить и в процессе воспитания.
Воспитатель должен воспринимать
ученика во всей его целостности. Но для
этого важно, чтобы ученик каждый раз оказывался его партнером. Однако может
ли ученик ответить «взаимностью», осуществить такую же духовную работу и
оценить совместную ситуацию и за воспитателя? спрашивает М. Бубер.
Прекратится ли в этом случае Я-Ты-связь или примет иной характер (дружбу
),
все равно, согласно автору, специфическому отношению воспитания, как
таковому, полная взаимность не присуща. Лечить и воспитывать может лишь
тот, кто живет во встрече и все же обособлен. В целомотношения, которые
имеют целенаправленное воздействие одной стороны на другую, существуют на
основе взаимности, которой предписано быть неполной.
Внимание студентов обращается на
то, что все учение М. Бубера
проникнуто диалогическим духом. Вся жизнь человека проходит в диалоге с
другими, себе подобными. Одно из главных его открытийравнозначность,
которая может нарушаться и при отношениях «Я-Оно», где «Оно» выполняет
функцию объекта, служащего утилитарной цели каким-то образом использовать
другого. Идеи общения-встречи есть и
у Ф. Эбнера, Я.Л. Морено.
Опираясь на диалогическую философию М. Бубера, Л. Бинсвангер
разрабатывает теорию Я, также утверждающую первичность человеческих
отношений. В отличие от Хайдеггера, в определенной степени игнорировавшего
аутентичную позитивную возможность совместного бытия, Бинсвангер
подчеркивает роль бытия одного человека в другом как «Я-Ты», «Мы как Я».
Отношения
Я и Другой, как отдельностей и как существующих совместно в