ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
7
9. При противопоставлении:
- Тебе хорошо-о! Ты умеешь плавать, а мне страшно.
- Палец болит ? - Палец что-о! Палец - чепуха . Я коленку разбил .
10. Средство выражения ласки , похвалы :
Со-олнышко моё! Ниночка ! Ра -адость моя! Ма-аленькая моя!
РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
Разговорная речь имеет более ритмическую организацию , чем литературный
язык. Для разговорной ритмики характерна упорядоченность междуударных
интервалов , равномерность распределения ударных слогов во фразе . Границы
ударности колеблются в следующих пределах : первый – третий слог от начала,
первый – третий слог от конца.
Начало фразы .
И вообще′/ она вам тоже говорила.
И от Ники ′ тского /доехали до Ялты на автобусе .
Поставьте фразовое ударение:
А что я вам говорил !
Ну куда/я положил свою ручку?
Вот где /я с ним встречалась?
Да почему /я никак не пойму?
И всё-таки /я не поняла!
Конец фразы :
Но там не холодно было?
Он там был , /конечно.
Поставьте фразовое ударение
Но я переоценил свои возможности,/ конечно.
Писать контрольную /я, конечно,/ буду.
Он там был , конечно.
Середина фразы .
Притом, когда мы выезжали из Я - а - лты, там было холодно.
Ну пусть он те (тебе ) оставит книгу.
Если в кодифицированной литературной речи служебные части речи
(союзы , предлоги) безударны , то в разговорной речи они часто имеют
ударение:
Ты представляешь, что/ он тогда итальянский выучил за ΄ два месяца / и΄
говорил на нём .
В два΄ счёта мы сварим кофе .
Она нам тоже говорила, только не΄ помню, о чём .
Ну΄ потом он как-то он сказал, что он теперь понял , что такое ′вечное
искусство.
КОММУНИКАТИВНАЯ РОЛЬ УДАРЕНИЯ
В высказываниях разговорной речи обычно сохраняются лишь
информативно весомые слова, в то время как остальное опускается.
7 9. П ри п ротив оп остав лении: - Т е бе хорош о-о! Т ыуме е ш ь пл а в а т ь, а мне ст ра ш но. - П а л е ц бол ит ? - П а л е ц чт о-о! П а л е ц - че пуха . Я кол е нкура збил . 10. С ред ств о в ы раженияласки, п охв алы : С о-ол ныш ко моё! Н иночка ! Ра -а д ост ь моя! М а -а л е нька я моя! Р И ТМ И Ч Е С КАЯ О Р ГАН И ЗАЦ И Я Р АЗГО В О Р Н О Й Р Е Ч И Разгов орнаяреч ь им еетболее ритм ич ескую организацию , ч ем литературны й язы к. Д ля разгов орной ритм ики характерна уп оряд оч енность м ежд ууд арны х интерв алов , рав ном ерность расп ред еления уд арны х слогов в о ф разе. Г раницы уд арности колеблю тся в след ую щ их п ред елах: п ерв ы й – третий слог отнач ала, п ерв ы й – третий слог отконца. Н ачалоф р азы . И в ообщ е ′/ она в а м т ож е говорил а . И от Н ики′т ского /д ое ха л и д о Я л т ына а в т обусе . П оставьтеф раз овоеударение: А чт о я ва м говорил ! Н укуд а /я пол ож ил св ою ручку? Вот гд е /я с ним в ст ре ча л а сь? Д а поче му/я ника к не пойму? И в сё-т а ки /я не понял а ! К он е ц ф р азы : Н о т а м не хол од но был о? О н т а м был , /коне чно. П оставьтеф раз овоеударение Н о я пе ре оце нил свои в озмож ност и,/ коне чно. П иса т ь конт рол ьную /я, коне чно,/ буд у. О н т а м был , коне чно. С е р е дин а ф р азы . П рит ом, когд а мывые зж а л и из Я -а -л т ы, т а м был о хол од но. Н упуст ь он т е (т е бе ) ост а вит книгу. Е сли в код иф ициров анной литературной реч и служебны е ч асти реч и (сою зы , п ред логи) безуд арны , то в разгов орной реч и они ч асто им ею т уд арение: Т ы пре д ст а в л яе ш ь, чт о/ он т огд а ит а л ьянский в ыучил за ΄ д ва ме сяца / и΄ говорил на нём. В д в а ΄ счёт а мысва рим кофе . О на на м т ож е говорил а , т ол ько не ΄ помню, о чём. Н у΄ пот ом он ка к-т о он ска за л , чт о он т е пе рь понял , чт о т а кое ′ве чное искусст во. КО М М У Н И КАТИ В Н АЯ Р О Л Ь У Д АР Е Н И Я В в ы сказы в аниях разгов орной реч и обы ч но сохраняю тся лиш ь инф орм атив но в есом ы е слов а, в то в рем якакостальное оп ускается.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »