Методика Саула Розенцвейга "PF-study" и применение в курсе психодиагностики. Сахарова В.Г. - 21 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

22
Обнаружение детерминант свободынесвободы от фрустрации ус-
тойчивых индивидуальных особенностей человека и личностных качеств,
влияющих на выход из фрустрирующих ситуаций, явилось основой иссле-
дования, результаты которого представлены Е. И. Кузьминой [8, с. 86] на
страницах журнала «Вопросы психологии». Свобода от фрустрации, по мне-
нию автора статьи, даёт человеку возможность преодолеть препятствие к са-
мореализации. По её мнению, несвобода это фрустрационное состояние,
возникающее при осознании и переживании того, что границы возможно-
стей, мешающие самореализации, непреодолимы. Определить фактор свобо-
дынесвободы от фрустрации нам также позволяет тест Розенцвейга.
По своим характеристикам эта методика занимает среднее положение
между ассоциативным экспериментом и тематическим апперцепционным
тестом (ТАТ). ТАТ она напоминает тем, что использует в качестве стимуль-
ного материала картинки. Но в отличие от картинок ТАТ эти рисунки до-
вольно однообразны по характеру и (что является более существенным) ис-
пользуются для того, чтобы получить от испытуемого краткие сравнительно
простые и незамысловатые ответы. Таким образом, как далее указывает Н. В.
Тарабрина [23], эта техника сохраняет некоторые из объективных преиму-
ществ ассоциативного эксперимента и в то же время, применяется для иссле-
дования тех аспектов личности, которые стремятся выявить с помощью ТАТ.
В пользу ассоциативности говорит и сам стимульный материал, пред-
ставляющий собой схематические контурные рисунки
*
, на которых изобра-
*
Иногда, в Приложениях к тесту, особенно в современных психологических сборниках
и руководствах, изданных в последние годы [1, 7, 15, 27], авторы «поправляют» Розенцвейга и
дорисовывают лица персонажей, изображенных на картинках. Но кажущаяся «безликость»
этих персонажей –- не упущение, а требование теста. Безликость персонажей подчеркивает их
эмоциональную невыразительность, невовлеченность. Выражение лиц участников фрустри-
рующей ситуации может навязать испытуемому какое-то эмоциональное переживание или, по
крайней мере, способствовать этому. Для чистоты эксперимента нужно использовать стимуль-
ный материал перепечатанный из первоисточников.
      Обнаружение детерминант свободы–несвободы от фрустрации – ус-
тойчивых индивидуальных особенностей человека и личностных качеств,
влияющих на выход из фрустрирующих ситуаций, – явилось основой иссле-
дования, результаты которого представлены Е. И. Кузьминой [8, с. 86] на
страницах журнала «Вопросы психологии». Свобода от фрустрации, по мне-
нию автора статьи, даёт человеку возможность преодолеть препятствие к са-
мореализации. По её мнению, несвобода – это фрустрационное состояние,
возникающее при осознании и переживании того, что границы возможно-
стей, мешающие самореализации, непреодолимы. Определить фактор свобо-
ды–несвободы от фрустрации нам также позволяет тест Розенцвейга.

      По своим характеристикам эта методика занимает среднее положение
между ассоциативным экспериментом и тематическим апперцепционным
тестом (ТАТ). ТАТ она напоминает тем, что использует в качестве стимуль-
ного материала картинки. Но в отличие от картинок ТАТ эти рисунки до-
вольно однообразны по характеру и (что является более существенным) ис-
пользуются для того, чтобы получить от испытуемого краткие сравнительно
простые и незамысловатые ответы. Таким образом, как далее указывает Н. В.
Тарабрина [23], эта техника сохраняет некоторые из объективных преиму-
ществ ассоциативного эксперимента и в то же время, применяется для иссле-
дования тех аспектов личности, которые стремятся выявить с помощью ТАТ.

      В пользу ассоциативности говорит и сам стимульный материал, пред-
ставляющий собой схематические контурные рисунки*, на которых изобра-

      *
          Иногда, в Приложениях к тесту, особенно в современных психологических сборниках
и руководствах, изданных в последние годы [1, 7, 15, 27], авторы «поправляют» Розенцвейга и
дорисовывают лица персонажей, изображенных на картинках. Но кажущаяся «безликость»
этих персонажей –- не упущение, а требование теста. Безликость персонажей подчеркивает их
эмоциональную невыразительность, невовлеченность. Выражение лиц участников фрустри-
рующей ситуации может навязать испытуемому какое-то эмоциональное переживание или, по
крайней мере, способствовать этому. Для чистоты эксперимента нужно использовать стимуль-
ный материал перепечатанный из первоисточников.


22