Философская антропология. Сакутин В.А - 11 стр.

UptoLike

11
являет себя во множестве чувственных образов, но в каждом из них всегда
неполно? Почему граница неживого тела виртуальна, а живого реально
принадлежит телу?
Каковы аргументы Х.Плеснера для сведения сущности живого к пози-
циональности (способности к отношению)? Раскройте суть тезиса: «пози-
циональность самоутверждение живого в им же самим положенных грани-
цах». Попробуйте увязать способность к позициональности живого тела с его
дивергентностью (т.е. наличием внутреннего и внешнего измерений, не сов-
падающих друг с другом). Почему позициональность является выражением
того, что чувственные и сущностные границы живого принципиально не сов-
падают? Есть ли различия в позициональности животного и человека? Дайте
характеристику центричности как модуса позициональности, составляюще-
го суть животного как организма. Какую функцию выполняет «центр» (ЦНС)
в отношениях животного к окружающей среде? В каком смысле «центр» соз-
дает эффект удвоения живого тела (как объективная данность и как психиче-
ское переживание этой данности)? Опишите переживание как «дистанцию»
по отношению к телу. Почему животное может переживать среду, свое от-
ношение к среде, но не способно переживать себя? Что имеется в виду у
Х.Плеснера: «животное растворяется в «здесь и теперь» своего существова-
ния»?
3. Эксцентричность сущностная форма поведения человека.
Почему, по мнению Х.Плеснера сущность человека не психологична, но
духовна? В чем суть эксцентричности как сущностной формы позициональ-
ности человека? Раскройте тройственную природу эксцентричности: чело-
век дан как телесная реальность, как переживание телесности и как способ-
ность к выходу за пределы того и другого.
Прокомментируйте Х.Плеснера: «Будучи вне места и вне времени, он
(человек) делает возможным переживание себя самого и одновременно пе-
реживание своей безместности и безвременности, он положен в свою грани-
цу и потому преступает ее». Человек «как субъект противостоит себе и миру
и одновременно изъят из этой противоположности»; «его существование по-
ставлено на ничто». Что общего между эксцентричностью и способностью
человека к трансцендированию?
Исходя из трактовки Х.Плеснером эксцентричности, покажите различия
между душой, сознанием и духом. Что означает формула: дух (духовность)
это «сама позициональная форма», «в которой связано все изначально» и из
которой Я может познавать собственное тело и душу? Имеет ли эта форма
какое-либо содержание? Почему к ней относимо определение «психофизиче-
ски нейтральное единство»? Можно ли рассматривать эксцентричность с
точки зрения единства тождества и различия (становления)?
Допустимо ли утверждение: эксцентричность это отношение, где не-
выразимое дает себя видеть через выразимое? Если да, то, в каких именно
поведенческих реакциях человека являет себя эксцентричность? Почему
Х.Плеснер в качестве примера приводит смех и плачь как автоматические ре-
являет себя во множестве чувственных образов, но в каждом из них – всегда
неполно? Почему граница неживого тела – виртуальна, а живого – реально
принадлежит телу?
     Каковы аргументы Х.Плеснера для сведения сущности живого к пози-
циональности (способности к отношению)? Раскройте суть тезиса: «пози-
циональность – самоутверждение живого в им же самим положенных грани-
цах». Попробуйте увязать способность к позициональности живого тела с его
дивергентностью (т.е. наличием внутреннего и внешнего измерений, не сов-
падающих друг с другом). Почему позициональность является выражением
того, что чувственные и сущностные границы живого принципиально не сов-
падают? Есть ли различия в позициональности животного и человека? Дайте
характеристику центричности как модуса позициональности, составляюще-
го суть животного как организма. Какую функцию выполняет «центр» (ЦНС)
в отношениях животного к окружающей среде? В каком смысле «центр» соз-
дает эффект удвоения живого тела (как объективная данность и как психиче-
ское переживание этой данности)? Опишите переживание как «дистанцию»
по отношению к телу. Почему животное может переживать среду, свое от-
ношение к среде, но не способно переживать себя? Что имеется в виду у
Х.Плеснера: «животное растворяется в «здесь и теперь» своего существова-
ния»?
3. Эксцентричность – сущностная форма поведения человека.
     Почему, по мнению Х.Плеснера сущность человека не психологична, но
духовна? В чем суть эксцентричности как сущностной формы позициональ-
ности человека? Раскройте тройственную природу эксцентричности: чело-
век дан как телесная реальность, как переживание телесности и как способ-
ность к выходу за пределы того и другого.
     Прокомментируйте Х.Плеснера: «Будучи вне места и вне времени, он
(человек) делает возможным переживание себя самого и одновременно пе-
реживание своей безместности и безвременности, он положен в свою грани-
цу и потому преступает ее». Человек «как субъект противостоит себе и миру
и одновременно изъят из этой противоположности»; «его существование по-
ставлено на ничто». Что общего между эксцентричностью и способностью
человека к трансцендированию?
     Исходя из трактовки Х.Плеснером эксцентричности, покажите различия
между душой, сознанием и духом. Что означает формула: дух (духовность) –
это «сама позициональная форма», «в которой связано все изначально» и из
которой Я может познавать собственное тело и душу? Имеет ли эта форма
какое-либо содержание? Почему к ней относимо определение «психофизиче-
ски нейтральное единство»? Можно ли рассматривать эксцентричность с
точки зрения единства тождества и различия (становления)?
     Допустимо ли утверждение: эксцентричность – это отношение, где не-
выразимое дает себя видеть через выразимое? Если да, то, в каких именно
поведенческих реакциях человека являет себя эксцентричность? Почему
Х.Плеснер в качестве примера приводит смех и плачь как автоматические ре-

                                   11