Философская антропология. Сакутин В.А - 12 стр.

UptoLike

12
акции телесности на несоразмерность человека и среды? Являются ли такие
реакции «психофизически нейтральными»? Имеют ли они интенциональные,
субъектные, предметные и оценочные характеристики? Аргументируйте свои
ответы.
Список литературы:
1. Плеснер Х. Ступени органического и человек. Введение в философскую
антропологию // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
С.96 - 134.
Семинар 4. Герменевтический синтез науки и философии П. Рикера
1. Специфика постановки антропологической проблемы.
Проанализируйте тезис П.Рикера: «Путь интерпретации знаков выражает
и выявляет образующие нас конститутивное желание быть и усилие быть».
На этой основе разверните формулировку основной задачи философской ан-
тропологии: экзистенция человека («желание и усилие быть») должна иссле-
доваться через интерпретацию ее знаковых выражений (прежде всего, пси-
хических и культурных).
Какие два базовых допущения используются П. Рикером при анализе ан-
тропологической проблемы? Можно ли идентифицировать человека только и
исключительно по этим параметрам?
Выразите свое отношение к аргументу философа: мы можем знать что-
либо о человеке благодаря тому, кем он способен быть и что сделать. Как
допущение о языковой предрасположенности экзистенции (язык укоренен в
импульсах существования или желаниях; поэтому они всегда «сказываются»,
т.е. выражают себя во-вне через язык) соотносится с позицией З.Фрейда: «не
существует потаенного, скрытого или извращенного желания, которое бы не
могло быть прояснено языком и благодаря выходу в сферу языка не выявило
бы своего смысла»?
Дайте оценку претензии П.Рикера на соединение аналитических данных
науки (лингвистики, структурализма, психоанализа) с философией, реали-
зующей их синтез на герменевтической основе. Иначе говоря, насколько
корректно интерпретировать целостность экзистенции уществования) че-
рез ее фактические языковые выражения, которые всегда фрагментарны?
Какой характер должна иметь в этом случае сама процедура интерпретации?
2. Человек как дискурс.
Что П. Рикер называет дискурсом? Проанализируйте структуру дискур-
са как единство естественного и сверхопытного.
Раскройте антропологическое значение функций дискурса. Проясните
смысл функций дискурса (номинативная и интенциональная).
Выделите субъективные и объективные стороны дискурса. Покажите
связь субъективности дискурса со свободой выбора (одних значений и от-
вержение других). В этом плане поясните, почему любой дискурс является
акции телесности на несоразмерность человека и среды? Являются ли такие
реакции «психофизически нейтральными»? Имеют ли они интенциональные,
субъектные, предметные и оценочные характеристики? Аргументируйте свои
ответы.

                          Список литературы:

1. Плеснер Х. Ступени органического и человек. Введение в философскую
антропологию // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
С.96 - 134.

     Семинар 4. Герменевтический синтез науки и философии П. Рикера

1.     Специфика постановки антропологической проблемы.
      Проанализируйте тезис П.Рикера: «Путь интерпретации знаков выражает
и выявляет образующие нас конститутивное желание быть и усилие быть».
На этой основе разверните формулировку основной задачи философской ан-
тропологии: экзистенция человека («желание и усилие быть») должна иссле-
доваться через интерпретацию ее знаковых выражений (прежде всего, пси-
хических и культурных).
      Какие два базовых допущения используются П. Рикером при анализе ан-
тропологической проблемы? Можно ли идентифицировать человека только и
исключительно по этим параметрам?
      Выразите свое отношение к аргументу философа: мы можем знать что-
либо о человеке благодаря тому, кем он способен быть и что сделать. Как
допущение о языковой предрасположенности экзистенции (язык укоренен в
импульсах существования или желаниях; поэтому они всегда «сказываются»,
т.е. выражают себя во-вне через язык) соотносится с позицией З.Фрейда: «не
существует потаенного, скрытого или извращенного желания, которое бы не
могло быть прояснено языком и благодаря выходу в сферу языка не выявило
бы своего смысла»?
      Дайте оценку претензии П.Рикера на соединение аналитических данных
науки (лингвистики, структурализма, психоанализа) с философией, реали-
зующей их синтез на герменевтической основе. Иначе говоря, насколько
корректно интерпретировать целостность экзистенции (существования) че-
рез ее фактические языковые выражения, которые всегда фрагментарны?
Какой характер должна иметь в этом случае сама процедура интерпретации?
2. Человек как дискурс.
      Что П. Рикер называет дискурсом? Проанализируйте структуру дискур-
са как единство естественного и сверхопытного.
      Раскройте антропологическое значение функций дискурса. Проясните
смысл функций дискурса (номинативная и интенциональная).
      Выделите субъективные и объективные стороны дискурса. Покажите
связь субъективности дискурса со свободой выбора (одних значений и от-
вержение других). В этом плане поясните, почему любой дискурс является
                                    12