Театр: балет и опера. Шаталов О.В. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

12
стью исчезает и уже не прослеживается до X в., хотя, вполне вероятно,
продолжали существовать бродячие труппы мимов (гистрионов).
Средневековый театр. В X в. в церковной католической службе появ-
ляются зачатки нового театра. Первые примитивные религиозные драмы
пелись или пересказывались на латыни священниками в самой церкви, в
нефе. Отсюда характерная деталь средневекового реквизита
ряд не-
больших сооружений, называемых «домиками» или «беседками», каждое
из которых изображало отдельное место действия, и пространство между
ними – platea (место). Одно из таких сооружений, «гробница», нередко по-
лучало пышное архитектурное воплощение, но остальные представляли
собой лишь хрупкие конструкции из реек и ширм, а местонахождение сим-
волически обозначалось несколькими стульями или небольшими
деревян-
ными помостами.
Вскоре церковные власти запретили священникам участвовать в подоб-
ных постановках и проводить их в церквах. Однако этот запрет лишь спо-
собствовал развитию новой драмы. Представление переместилось на улицу
и быстро раздвинуло свои рамки, охватив весь сюжет Библии в виде соб-
рания 40–50 пьесок (циклов мистерий). Мистерии разыгрывались перед
многочисленной аудиторией во время ежегодных празднеств. Актеры-
любители, сменившие священников, изменили и материальную часть
представления. «Беседки» превратились в более крупные, высокие дере-
вянные помосты, увенчанные раскрашенной или занавешенной будкой.
Иногда помосты устанавливали врассыпную, как «беседки» в церковном
нефе, но со временем выработались три основных способа представления:
1) в рядпо прямой
или полукругом; зрители стояли перед помостами на
некотором расстоянии, и это свободное пространство использовалось как
platea. Обычно отдельные места действия обозначались помостами, но
время от времени platea также могла символизировать местонахождение
или служила для перемещения актеров из одного места действия в другое.
Это типичная средневековая разновидность симультанной декорации;
2) постановка «в круге», когда
помосты устанавливались по полной ок-
ружности; 3) постановка на pageant wagon, т. е. передвижном помосте на
колесах (главным образом в Англии): спектакли давались по очереди в
разных точках города.
Хотя представления устраивались прямо на улице, лишь по большим
праздникам и не имели постоянной сцены, было придумано множество
впечатляющих эффектов: звезды и облака, пылающие
алтари, фейерверки,
спускающиеся с небес ангелы и т. п. Особое внимание уделялось помосту,
изображавшему ад: он имел форму пасти дракона, откуда выскакивали
черти с петардами, уводя потом души грешников.
стью исчезает и уже не прослеживается до X в., хотя, вполне вероятно,
продолжали существовать бродячие труппы мимов (гистрионов).

   Средневековый театр. В X в. в церковной католической службе появ-
ляются зачатки нового театра. Первые примитивные религиозные драмы
пелись или пересказывались на латыни священниками в самой церкви, в
нефе. Отсюда характерная деталь средневекового реквизита – ряд не-
больших сооружений, называемых «домиками» или «беседками», каждое
из которых изображало отдельное место действия, и пространство между
ними – platea (место). Одно из таких сооружений, «гробница», нередко по-
лучало пышное архитектурное воплощение, но остальные представляли
собой лишь хрупкие конструкции из реек и ширм, а местонахождение сим-
волически обозначалось несколькими стульями или небольшими деревян-
ными помостами.

   Вскоре церковные власти запретили священникам участвовать в подоб-
ных постановках и проводить их в церквах. Однако этот запрет лишь спо-
собствовал развитию новой драмы. Представление переместилось на улицу
и быстро раздвинуло свои рамки, охватив весь сюжет Библии в виде соб-
рания 40–50 пьесок (циклов мистерий). Мистерии разыгрывались перед
многочисленной аудиторией во время ежегодных празднеств. Актеры-
любители, сменившие священников, изменили и материальную часть
представления. «Беседки» превратились в более крупные, высокие дере-
вянные помосты, увенчанные раскрашенной или занавешенной будкой.
Иногда помосты устанавливали врассыпную, как «беседки» в церковном
нефе, но со временем выработались три основных способа представления:
1) в ряд – по прямой или полукругом; зрители стояли перед помостами на
некотором расстоянии, и это свободное пространство использовалось как
platea. Обычно отдельные места действия обозначались помостами, но
время от времени platea также могла символизировать местонахождение
или служила для перемещения актеров из одного места действия в другое.
Это типичная средневековая разновидность симультанной декорации;
2) постановка «в круге», когда помосты устанавливались по полной ок-
ружности; 3) постановка на pageant wagon, т. е. передвижном помосте на
колесах (главным образом в Англии): спектакли давались по очереди в
разных точках города.

   Хотя представления устраивались прямо на улице, лишь по большим
праздникам и не имели постоянной сцены, было придумано множество
впечатляющих эффектов: звезды и облака, пылающие алтари, фейерверки,
спускающиеся с небес ангелы и т. п. Особое внимание уделялось помосту,
изображавшему ад: он имел форму пасти дракона, откуда выскакивали
черти с петардами, уводя потом души грешников.

                                   12