Театр: балет и опера. Шаталов О.В. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

13
К этому же периоду, в промежутке от XI до XIII в., относится профес-
сиональная дифференциация гистрионов по видам творчества (в зависимо-
сти от их сословной составляющей): странствующие комедианты, поте-
шавшие народ на площадях и ярмарках, назывались буффонами; по пре-
имуществу актеры-музыканты, странствующие по дорогам и развлекавшие
как плебейские слои, так и высшие
сословия в их родовых поместьях (зам-
ках) – жонглерами (в Германии им родственны шпильманы, в России
скоморохи); сказители, имевшие своих слушателей при высоких и имени-
тых дворах и воспевающие в своих произведениях рыцарскую славу и
доблестьтрубадурами (или труверами).
К XV в. возросший общественный интерес к драматическим зрелищам
привел к появлению первых
профессионалов на сцене. Громоздкие мисте-
рии не годились, и постепенно выработался репертуар из коротких фарсов,
интерлюдий, мираклей и моралите. Участники первых небольших трупп
были в большинстве своем бродячими актерами, иногда они работали и в
помещенияхскорее всего в харчевняхно в основном под открытым не-
бом, где и появляется нехитрая
дощатая сцена под шатром (называлась она
павильоном), позади которой завесой отделялось место для переодевания.
Западноевропейский театр эпохи Возрождения. Интерес к классиче-
скому наследию, пробуждением которого ознаменовалось Возрождение, не
обошел стороной и античный театр. Гуманисты и связанные с ними пред-
ставители знати стали исполнять пьесы Теренция, Плавта и Сенеки, снача-
ла
на латыни, потом в переводе, а еще позднеев адаптированном виде.
Наибольшего размаха это движение достигло в Италии. К началу XVI в.
придворный театр активно занимается поиском новых форм, что было вы-
звано желанием гуманистов приспособить античную сцену к новым усло-
виям, потребностью двора и знати в зрелищах и живым интересом худож
-
ников-оформителей сцены, вдохновленных такими мастерами, как Паоло
Уччелло и Пьеро делла Франческа, к проблемам перспективы. Можно от-
метить три-четыре основных типа ренессансной сцены. В самом начале
была простая длинная и узкая платформа с колоннами и арками в задней
части, расставленными таким образом, что посредством занавесей обозна-
чались четыре
отдельные узкие сценки. По сути дела это были средневеко-
вые «беседки», или «домики», приспособленные для нужд древнеримской
комедии. В 1511 г. были опубликованы заново открытые труды древне-
римского архитектора Витрувия (около 70–15 до н. э.), где описывалось
устройство греческих и римских театров; один из разделов позволял пред-
положить, что у древних имелось три
типа расписанных сцендля траге-
дии, комедии и драмы. В 1551 г. в книге «Архитектура» Себастиано Сер-
лио (1475–1554) блестяще показал, как принципы Витрувия можно вопло-
тить с учетом требований XVI в. Театр Серлио помещается в прямоуголь-
   К этому же периоду, в промежутке от XI до XIII в., относится профес-
сиональная дифференциация гистрионов по видам творчества (в зависимо-
сти от их сословной составляющей): странствующие комедианты, поте-
шавшие народ на площадях и ярмарках, назывались буффонами; по пре-
имуществу актеры-музыканты, странствующие по дорогам и развлекавшие
как плебейские слои, так и высшие сословия в их родовых поместьях (зам-
ках) – жонглерами (в Германии им родственны шпильманы, в России –
скоморохи); сказители, имевшие своих слушателей при высоких и имени-
тых дворах и воспевающие в своих произведениях рыцарскую славу и
доблесть – трубадурами (или труверами).

   К XV в. возросший общественный интерес к драматическим зрелищам
привел к появлению первых профессионалов на сцене. Громоздкие мисте-
рии не годились, и постепенно выработался репертуар из коротких фарсов,
интерлюдий, мираклей и моралите. Участники первых небольших трупп
были в большинстве своем бродячими актерами, иногда они работали и в
помещениях – скорее всего в харчевнях – но в основном под открытым не-
бом, где и появляется нехитрая дощатая сцена под шатром (называлась она
павильоном), позади которой завесой отделялось место для переодевания.

   Западноевропейский театр эпохи Возрождения. Интерес к классиче-
скому наследию, пробуждением которого ознаменовалось Возрождение, не
обошел стороной и античный театр. Гуманисты и связанные с ними пред-
ставители знати стали исполнять пьесы Теренция, Плавта и Сенеки, снача-
ла на латыни, потом в переводе, а еще позднее – в адаптированном виде.
Наибольшего размаха это движение достигло в Италии. К началу XVI в.
придворный театр активно занимается поиском новых форм, что было вы-
звано желанием гуманистов приспособить античную сцену к новым усло-
виям, потребностью двора и знати в зрелищах и живым интересом худож-
ников-оформителей сцены, вдохновленных такими мастерами, как Паоло
Уччелло и Пьеро делла Франческа, к проблемам перспективы. Можно от-
метить три-четыре основных типа ренессансной сцены. В самом начале
была простая длинная и узкая платформа с колоннами и арками в задней
части, расставленными таким образом, что посредством занавесей обозна-
чались четыре отдельные узкие сценки. По сути дела это были средневеко-
вые «беседки», или «домики», приспособленные для нужд древнеримской
комедии. В 1511 г. были опубликованы заново открытые труды древне-
римского архитектора Витрувия (около 70–15 до н. э.), где описывалось
устройство греческих и римских театров; один из разделов позволял пред-
положить, что у древних имелось три типа расписанных сцен – для траге-
дии, комедии и драмы. В 1551 г. в книге «Архитектура» Себастиано Сер-
лио (1475–1554) блестяще показал, как принципы Витрувия можно вопло-
тить с учетом требований XVI в. Театр Серлио помещается в прямоуголь-

                                  13