Театр: балет и опера. Шаталов О.В. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

18
планировки театра. Концентрическое расположение зрительских мест
вполне подходило для широкой короткой сцены, но было совершенно не-
приемлемо для глубоко эшелонированного типа с кулисами и эффектами
перспективы. Поэтому конец XVII – начало XVIII вв. были отмечены бес-
прерывными экспериментами с обустройством галерей. В итальянских
оперных театрах нормой стали ярусы лож, причем обычно ложи распола-
гались
под небольшим углом к стене, чтобы сделать удобнее обзор деко-
раций. Кроме того, иногда каждая ложа слегка «выглядывала» из-за впере-
ди стоящей. Широким разнообразием отличались решения формы самих
галерей. При составлении проектов приходилось учитывать не только ви-
зуальные, но и акустические факторы.
Италии принадлежало первенство не только в области
театральной ар-
хитектурыне знали себе равных и итальянские художники сцены. Даже
если театр в какой-либо иной стране, например парижский «Salle des
Machines» (1660), становился известен великолепием сценического оформ-
ления, причиной тому был приглашенный итальянский художникв дан-
ном случае речь идет о Г. Вигарани (1586–1663), сопернике известного для
своего времени Дж. Торелли (1608–1678). Самыми
знаменитыми на этом
поприще были представители семьи Галли да Бибиена. Они использовали
сцену с глубокой перспективой, с расставленными на ней массивными ко-
лоннами, и украшали ее пышным орнаментом в стиле классицизма, барок-
ко и рококо. Их работы собраны в книге Дж. Галли да Бибиена «Архитек-
тура и перспектива» (1740).
Немало внимания
уделялось оборудованию и освещению сцены. Мно-
гие из машин, применявшихся в XVIII в., в том числе лебедка под сценой
для быстрого перемещения кулис, были придуманы Торелли еще до
1660 г., однако теперь они из редкостей превращались в привычные инст-
рументы и совершенствовались. То же можно сказать и об освещении. Еще
в XVII в
. были выработаны принципы освещения зрительного зала (по-
средством огромных люстр и бра) и сцены (скрытыми за кулисами канде-
лябров-софитов и рампы). Возможно, наиболее заметной поправкой к
этим принципам стал постепенный отказ от верхнего освещенияэто но-
вовведение снискало английскому актеру и режиссеру Д. Гаррику (1717–
1779) немалую известность, когда он в
1758 г. подверг ревизии освети-
тельную систему «Drury Lane».
Наиболее существенным изменением, которое внес в театральное пред-
ставление XIX в., стали новые приемы в освещении. В 1822 г. в парижской
«Grand Opéra» было впервые применено газовое освещение, и этот метод по-
лучил широкое распространение. Вскоре начались эксперименты с электри-
чеством, и к концу века лишь самые упорные
из антрепренеров оставались
планировки театра. Концентрическое расположение зрительских мест
вполне подходило для широкой короткой сцены, но было совершенно не-
приемлемо для глубоко эшелонированного типа с кулисами и эффектами
перспективы. Поэтому конец XVII – начало XVIII вв. были отмечены бес-
прерывными экспериментами с обустройством галерей. В итальянских
оперных театрах нормой стали ярусы лож, причем обычно ложи распола-
гались под небольшим углом к стене, чтобы сделать удобнее обзор деко-
раций. Кроме того, иногда каждая ложа слегка «выглядывала» из-за впере-
ди стоящей. Широким разнообразием отличались решения формы самих
галерей. При составлении проектов приходилось учитывать не только ви-
зуальные, но и акустические факторы.

   Италии принадлежало первенство не только в области театральной ар-
хитектуры – не знали себе равных и итальянские художники сцены. Даже
если театр в какой-либо иной стране, например парижский «Salle des
Machines» (1660), становился известен великолепием сценического оформ-
ления, причиной тому был приглашенный итальянский художник – в дан-
ном случае речь идет о Г. Вигарани (1586–1663), сопернике известного для
своего времени Дж. Торелли (1608–1678). Самыми знаменитыми на этом
поприще были представители семьи Галли да Бибиена. Они использовали
сцену с глубокой перспективой, с расставленными на ней массивными ко-
лоннами, и украшали ее пышным орнаментом в стиле классицизма, барок-
ко и рококо. Их работы собраны в книге Дж. Галли да Бибиена «Архитек-
тура и перспектива» (1740).

   Немало внимания уделялось оборудованию и освещению сцены. Мно-
гие из машин, применявшихся в XVIII в., в том числе лебедка под сценой
для быстрого перемещения кулис, были придуманы Торелли еще до
1660 г., однако теперь они из редкостей превращались в привычные инст-
рументы и совершенствовались. То же можно сказать и об освещении. Еще
в XVII в. были выработаны принципы освещения зрительного зала (по-
средством огромных люстр и бра) и сцены (скрытыми за кулисами канде-
лябров-софитов и рампы). Возможно, наиболее заметной поправкой к
этим принципам стал постепенный отказ от верхнего освещения – это но-
вовведение снискало английскому актеру и режиссеру Д. Гаррику (1717–
1779) немалую известность, когда он в 1758 г. подверг ревизии освети-
тельную систему «Drury Lane».

   Наиболее существенным изменением, которое внес в театральное пред-
ставление XIX в., стали новые приемы в освещении. В 1822 г. в парижской
«Grand Opéra» было впервые применено газовое освещение, и этот метод по-
лучил широкое распространение. Вскоре начались эксперименты с электри-
чеством, и к концу века лишь самые упорные из антрепренеров оставались

                                   18