ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
6
возвращался мировой театр в разные эпохи своего существования. Боль-
шие и малые, существующие несколько столетий и умирающие через не-
сколько сезонов, традиционные и экспериментальные, камерные и фести-
вальные, народные и богемные, рожденные катастрофами и катаклизмами
истории (как театры революционных эпох), созданные частными владель-
цами (как театры крепостные) – все они остались в
памяти культуры и ис-
тории, прежде всего потому, что являли собой особое художественное це-
лое, что играли в них выдающиеся актеры и спектакли ставили выдающие-
ся режиссеры. Когда мы говорим «театр Питера Брука», то конечно же
имеем в виду не театральное здание, а тот особый стиль спектаклей, по-
ставленных этим
режиссером в разных странах мира и на разных сцениче-
ских площадках. В ХХ в. принято с именем режиссера связывать особый,
только ему присущий тип театра. Когда мы говорим о театре commedia
dell’arte, то также имеем в виду не театральное здание, но специфическое,
со своими законами театральное представление. Итак, под названием «ве-
ликий театр» может скрываться и знаменитая личность, создавшая этот те-
атр, и талантливый сочинитель драматических произведений, и отдельный
актер, создавший уникальную театральную труппу, и тысячелетняя тра-
диция, стоящая на страже неизменности типа театрального представления,
и, наконец, непосредственно театры, имеющие свой постоянный театраль-
ный дом вот уже несколько столетий (как «La Scala» или Большой
театр).
Споры о том, что театр умрет как вид искусства, возникали в истории
не раз. То церковь запрещала театральные представления, то возникшее
новое искусство – кино – должно было, по мнению специалистов, уничто-
жить театр. А теперь вот у театра появился еще более мощный конкурент в
виде средств массовой информации и всемирной
сети Интернет. Театрам
действительно очень часто приходилось выживать, ибо театр – это дорогая
«игрушка». Театрам действительно не раз приходилось бороться за зрите-
ля самыми невероятными способами – от снижения цены на билеты до от-
кровенно профанирующей рекламы. Театр не раз уступал вкусам публики
и, начавшись как серьезное художественное предприятие, скатывался на
проторенную
дорожку примитивных развлечений. Но все же театр выжил.
И он по-прежнему привлекает публику. Привлекает тем, чем не обладает
ни одно искусство – живым человеком, неповторимостью непосредствен-
ного контакта живого искусства с публикой, очарованием того, что искус-
ство театра уникально – только оно творится «здесь», в данный момент, на
глазах у зрителей. Театральное
искусство сегодня воспринимается скорее в
ряду искусств аристократических – ведь посещение театра для всех нас яв-
ляется обрядом, к которому мы должны подготовиться.
История театра – это еще и история человеческой души, ее падений и
восхождений. Совершая движение от античного театра к современному,
мы сможем многое узнать и о человеке, о тех
изменениях сознания, нрав-
возвращался мировой театр в разные эпохи своего существования. Боль- шие и малые, существующие несколько столетий и умирающие через не- сколько сезонов, традиционные и экспериментальные, камерные и фести- вальные, народные и богемные, рожденные катастрофами и катаклизмами истории (как театры революционных эпох), созданные частными владель- цами (как театры крепостные) – все они остались в памяти культуры и ис- тории, прежде всего потому, что являли собой особое художественное це- лое, что играли в них выдающиеся актеры и спектакли ставили выдающие- ся режиссеры. Когда мы говорим «театр Питера Брука», то конечно же имеем в виду не театральное здание, а тот особый стиль спектаклей, по- ставленных этим режиссером в разных странах мира и на разных сцениче- ских площадках. В ХХ в. принято с именем режиссера связывать особый, только ему присущий тип театра. Когда мы говорим о театре commedia dell’arte, то также имеем в виду не театральное здание, но специфическое, со своими законами театральное представление. Итак, под названием «ве- ликий театр» может скрываться и знаменитая личность, создавшая этот те- атр, и талантливый сочинитель драматических произведений, и отдельный актер, создавший уникальную театральную труппу, и тысячелетняя тра- диция, стоящая на страже неизменности типа театрального представления, и, наконец, непосредственно театры, имеющие свой постоянный театраль- ный дом вот уже несколько столетий (как «La Scala» или Большой театр). Споры о том, что театр умрет как вид искусства, возникали в истории не раз. То церковь запрещала театральные представления, то возникшее новое искусство – кино – должно было, по мнению специалистов, уничто- жить театр. А теперь вот у театра появился еще более мощный конкурент в виде средств массовой информации и всемирной сети Интернет. Театрам действительно очень часто приходилось выживать, ибо театр – это дорогая «игрушка». Театрам действительно не раз приходилось бороться за зрите- ля самыми невероятными способами – от снижения цены на билеты до от- кровенно профанирующей рекламы. Театр не раз уступал вкусам публики и, начавшись как серьезное художественное предприятие, скатывался на проторенную дорожку примитивных развлечений. Но все же театр выжил. И он по-прежнему привлекает публику. Привлекает тем, чем не обладает ни одно искусство – живым человеком, неповторимостью непосредствен- ного контакта живого искусства с публикой, очарованием того, что искус- ство театра уникально – только оно творится «здесь», в данный момент, на глазах у зрителей. Театральное искусство сегодня воспринимается скорее в ряду искусств аристократических – ведь посещение театра для всех нас яв- ляется обрядом, к которому мы должны подготовиться. История театра – это еще и история человеческой души, ее падений и восхождений. Совершая движение от античного театра к современному, мы сможем многое узнать и о человеке, о тех изменениях сознания, нрав- 6
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »