Театр: балет и опера. Шаталов О.В. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

8
(театр военных действий, анатомический театр). Однако в данном учебном
пособии речь пойдет о театре в значении рода искусства и места для его
совершения.
Театральное искусство обладает специфическими особенностями, де-
лающими его произведения уникальными, не имеющими аналогов в дру-
гих родах и видах искусства. Прежде всего, это синтетическая природа те-
атра.
Его произведения с легкостью включают в себя практически все иные
виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство (графику,
живопись, скульптуру и т. д.), вокал, хореографию и др., а также исполь-
зуют многочисленные достижения самых разнообразных наук и областей
техники. Так, например, научные разработки психологии легли в основу
актерского и режиссерского творчества так
же, как и исследования в об-
ласти семиотики, истории, социологии, физиологии и медицины (в частно-
сти, в обучении сценической речи и сценическому движению). Развитие
разных отраслей техники дает возможность усовершенствованию и пере-
ходу на новый уровень машинерии сцены, звуковому и шумовому хозяй-
ству театра, световой аппаратуры, возникновению новых сценических эф-
фектов (например, дым на сцене и пр.). Перефразируя известное изречение
Ж. Б. Мольера, можно сказать, что театр «берет свое добро там, где его на-
ходит».
Поэтому следующая видовая особенность театрального искусства:
коллективность творческого процесса. Однако здесь дело обстоит не так
просто. Речь идет не только о совместном творчестве многочисленного
коллектива театра
(от актерского состава спектакля до представителей
технических цехов, чья слаженная работа во многом определяет «чисто-
ту» спектакля). В любом произведении театрального искусства есть еще
один полноправный и важнейший соавторзритель, чье восприятие
корректирует и трансформирует спектакль, по-разному расставляя ак-
центы и порой кардинально меняя общий смысл и идею представления.
Театральный спектакль без зрителя невозможенуже само название те-
атра связано со зрительскими местами. Зрительское восприятие спектак-
лясерьезная творческая работа, вне зависимости от того, осознается
это публикой или нет.
Отсюда и другая особенность театрального искусстваего сиюминут-
ность: каждый спектакль существует только в момент его воспроизведе-
ния. Эта особенность присуща
всем видам исполнительского искусства.
Однако здесь есть и свои особенности, т. к. театрэто искусство пред-
ставления балетных, драматургических, оперных и других произведений
именно на сцене.
(театр военных действий, анатомический театр). Однако в данном учебном
пособии речь пойдет о театре в значении рода искусства и места для его
совершения.
   Театральное искусство обладает специфическими особенностями, де-
лающими его произведения уникальными, не имеющими аналогов в дру-
гих родах и видах искусства. Прежде всего, это синтетическая природа те-
атра. Его произведения с легкостью включают в себя практически все иные
виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство (графику,
живопись, скульптуру и т. д.), вокал, хореографию и др., а также исполь-
зуют многочисленные достижения самых разнообразных наук и областей
техники. Так, например, научные разработки психологии легли в основу
актерского и режиссерского творчества так же, как и исследования в об-
ласти семиотики, истории, социологии, физиологии и медицины (в частно-
сти, в обучении сценической речи и сценическому движению). Развитие
разных отраслей техники дает возможность усовершенствованию и пере-
ходу на новый уровень машинерии сцены, звуковому и шумовому хозяй-
ству театра, световой аппаратуры, возникновению новых сценических эф-
фектов (например, дым на сцене и пр.). Перефразируя известное изречение
Ж. Б. Мольера, можно сказать, что театр «берет свое добро там, где его на-
ходит».
   Поэтому следующая видовая особенность театрального искусства:
коллективность творческого процесса. Однако здесь дело обстоит не так
просто. Речь идет не только о совместном творчестве многочисленного
коллектива театра (от актерского состава спектакля до представителей
технических цехов, чья слаженная работа во многом определяет «чисто-
ту» спектакля). В любом произведении театрального искусства есть еще
один полноправный и важнейший соавтор – зритель, чье восприятие
корректирует и трансформирует спектакль, по-разному расставляя ак-
центы и порой кардинально меняя общий смысл и идею представления.
Театральный спектакль без зрителя невозможен – уже само название те-
атра связано со зрительскими местами. Зрительское восприятие спектак-
ля – серьезная творческая работа, вне зависимости от того, осознается
это публикой или нет.
   Отсюда и другая особенность театрального искусства – его сиюминут-
ность: каждый спектакль существует только в момент его воспроизведе-
ния. Эта особенность присуща всем видам исполнительского искусства.
Однако здесь есть и свои особенности, т. к. театр – это искусство пред-
ставления балетных, драматургических, оперных и других произведений
именно на сцене.




                                    8