ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
9
1.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ВИДЫ ТЕАТРА
Театральное искусство Востока
Богатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в странах древ-
него и средневекового Востока, в Индии, Китае, Японии и др.
Индия. Наиболее ранние образцы театра появились в Индии до нашей
эры, там же было создано первое техническое руководство по его содер-
жанию, Натьяшастра, приписываемое
Бхарате (II в. н. э.?). Это всеобъем-
лющий свод наставлений постановщикам, актерам, драматургам и костю-
мерам. Приводится также подробное описание специального сооружения
для постановки моноспектаклей размерами 29 × 22 м, одна половина кото-
рого отводилась для зрителей, другая – под сцену с кулисами; на заднем
плане сцены помещался занавес, при поднятии которого открывалось не-
что вроде
арьерсцены, отделенной от уборных декоративной перегород-
кой. Галерея над сценой давала возможность двухуровневой постановки.
Япония. Несмотря на условность манеры исполнения, в индийском те-
атре использовалось определенное количество декораций. Образец бес-
компромиссной условности дает японский театр но (XII–XIV вв.): дере-
вянная сцена площадью 1,7 м
2
, навес на четырех опорах, длинный мостик
для выхода актеров и полное отсутствие декораций. На такой сцене дава-
лись (и до сих пор даются) крайне стилизованные драмы, в основном для
искушенной публики.
К началу XVII в. появляется иной род драмы – театр кабуки. Более де-
мократичный по направленности, он использовал длинную узкую игровую
площадку с вращающейся сценой в центре, многочисленные необычайно
реалистичные декорации и занавес. Уникальной чертой театра кабуки яв-
ляется ханамити, т. е. «цветочная тропа» – узкий помост, протянувшийся
от задних рядов к сцене.
Китай. В китайском традиционном театре, возникшем около VIII в. и
имевшем треугольную форму, со сценой, выдающейся в зрительный зал,
также царит
условность. Вместо масок, принятых в театре но, здесь ис-
пользуется, как и в кабуки, грим. Сценическое действие задается рядом
стандартизированных движений. Подобный формализм наблюдается и в
Японии; в Индии же большое внимание уделяется системе жестов.
Театральное искусство Западной Европы
Античный театр. В противоположность прямоугольной деревянной
сцене восточного театра в Афинах V
в. до н. э. (когда зарождались траге-
1.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ВИДЫ ТЕАТРА Театральное искусство Востока Богатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в странах древ- него и средневекового Востока, в Индии, Китае, Японии и др. Индия. Наиболее ранние образцы театра появились в Индии до нашей эры, там же было создано первое техническое руководство по его содер- жанию, Натьяшастра, приписываемое Бхарате (II в. н. э.?). Это всеобъем- лющий свод наставлений постановщикам, актерам, драматургам и костю- мерам. Приводится также подробное описание специального сооружения для постановки моноспектаклей размерами 29 × 22 м, одна половина кото- рого отводилась для зрителей, другая – под сцену с кулисами; на заднем плане сцены помещался занавес, при поднятии которого открывалось не- что вроде арьерсцены, отделенной от уборных декоративной перегород- кой. Галерея над сценой давала возможность двухуровневой постановки. Япония. Несмотря на условность манеры исполнения, в индийском те- атре использовалось определенное количество декораций. Образец бес- компромиссной условности дает японский театр но (XII–XIV вв.): дере- вянная сцена площадью 1,7 м2, навес на четырех опорах, длинный мостик для выхода актеров и полное отсутствие декораций. На такой сцене дава- лись (и до сих пор даются) крайне стилизованные драмы, в основном для искушенной публики. К началу XVII в. появляется иной род драмы – театр кабуки. Более де- мократичный по направленности, он использовал длинную узкую игровую площадку с вращающейся сценой в центре, многочисленные необычайно реалистичные декорации и занавес. Уникальной чертой театра кабуки яв- ляется ханамити, т. е. «цветочная тропа» – узкий помост, протянувшийся от задних рядов к сцене. Китай. В китайском традиционном театре, возникшем около VIII в. и имевшем треугольную форму, со сценой, выдающейся в зрительный зал, также царит условность. Вместо масок, принятых в театре но, здесь ис- пользуется, как и в кабуки, грим. Сценическое действие задается рядом стандартизированных движений. Подобный формализм наблюдается и в Японии; в Индии же большое внимание уделяется системе жестов. Театральное искусство Западной Европы Античный театр. В противоположность прямоугольной деревянной сцене восточного театра в Афинах V в. до н. э. (когда зарождались траге- 9
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »