История России в сравнительном освещении. Шепотько Л.В. - 70 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

70
онная доминанта. Самым продуктивным для понимания православия
будет соотнесение последнего с его исторической альтернативойка-
толической конфессией.
Католицизм и православие сложились как результат цивилизаци-
онного синтеза в рамках двух культурных кругов, Запада и Востока,
делящих между собой общехристианское культурное поле. Оба веро-
учения оформили и закрепили в себе цивилизационные различия этих
регионов и заложили два основных пути развития в рамках общехри-
стианской цивилизации. Хронологически разделение церквей восхо-
дит ко времени распада Римской империи на Западную и Восточную
(конец IV века). Положение церквей было неодинаковым. Византий-
ская существовала в условиях независимого и целостного государства
почти тысячу лет. Она полностью зависела от власти императора.
Римская церковь существовала в условиях распавшегося государства.
Римскому папе необходимо было постоянно лавировать между коро-
лями мелких европейских государств. Папы были свободны от свет-
ской власти. А с VIII века, приобретя земли на Апеннинском полуост-
рове, римская церковь превратилась в государство, а папа стал и свет-
ским государем. К VII веку на Западе и на Востоке накапливаются
различия в догматике, обрядах, церковной организации. В официаль-
ных документах каждая из церквей именовала себя вселенской и об-
виняла противоположную в ереси, в отступлении от догматической и
культовой ортодоксии. Православие, как и католицизм, окончательно
оформилось после распада христианской церкви в 1054 году.
Что же различало Восток и Запад христианского мира? С момен-
та утверждения христианства основным объективным содержанием
европейской истории стал растянувшийся на тысячелетия процесс
формирования христианской цивилизации. Важно подчеркнуть, что
построение ее шло по пути синтеза христианства и античности. Изна-
чально голая христианская схема, но способная к ассимиляции куль-
турного материала, была резко противопоставлена античности в пер-
вые века. По мере становления нового общества христианство усваи-
вает античный культурный материал, отходя от облика противопос-
тавляющей себя миру секты, превращаясь в целостный культурный
космос. Случилось так, что данный процесс пошел двумя путями, ис-
тория реализовала две стратегии синтеза христианства и античности.
На Западе происходит полное крушение античного общества.
Культурный материал античности разрушается, дробится до неразло-
жимых элементов. Так, римская архитектура разлагается до ордера,
литературадо синтаксических единиц латыни, римское право дро-
бится до отдельных постулатов. Были атомизованы школа и образова-
онная доминанта. Самым продуктивным для понимания православия
будет соотнесение последнего с его исторической альтернативой – ка-
толической конфессией.
     Католицизм и православие сложились как результат цивилизаци-
онного синтеза в рамках двух культурных кругов, Запада и Востока,
делящих между собой общехристианское культурное поле. Оба веро-
учения оформили и закрепили в себе цивилизационные различия этих
регионов и заложили два основных пути развития в рамках общехри-
стианской цивилизации. Хронологически разделение церквей восхо-
дит ко времени распада Римской империи на Западную и Восточную
(конец IV века). Положение церквей было неодинаковым. Византий-
ская существовала в условиях независимого и целостного государства
почти тысячу лет. Она полностью зависела от власти императора.
Римская церковь существовала в условиях распавшегося государства.
Римскому папе необходимо было постоянно лавировать между коро-
лями мелких европейских государств. Папы были свободны от свет-
ской власти. А с VIII века, приобретя земли на Апеннинском полуост-
рове, римская церковь превратилась в государство, а папа стал и свет-
ским государем. К VII веку на Западе и на Востоке накапливаются
различия в догматике, обрядах, церковной организации. В официаль-
ных документах каждая из церквей именовала себя вселенской и об-
виняла противоположную в ереси, в отступлении от догматической и
культовой ортодоксии. Православие, как и католицизм, окончательно
оформилось после распада христианской церкви в 1054 году.
     Что же различало Восток и Запад христианского мира? С момен-
та утверждения христианства основным объективным содержанием
европейской истории стал растянувшийся на тысячелетия процесс
формирования христианской цивилизации. Важно подчеркнуть, что
построение ее шло по пути синтеза христианства и античности. Изна-
чально голая христианская схема, но способная к ассимиляции куль-
турного материала, была резко противопоставлена античности в пер-
вые века. По мере становления нового общества христианство усваи-
вает античный культурный материал, отходя от облика противопос-
тавляющей себя миру секты, превращаясь в целостный культурный
космос. Случилось так, что данный процесс пошел двумя путями, ис-
тория реализовала две стратегии синтеза христианства и античности.
     На Западе происходит полное крушение античного общества.
Культурный материал античности разрушается, дробится до неразло-
жимых элементов. Так, римская архитектура разлагается до ордера,
литература – до синтаксических единиц латыни, римское право дро-
бится до отдельных постулатов. Были атомизованы школа и образова-

70