Составители:
Рубрика:
9
чезновение великих культур древности, существовавших тысячеле-
тиями. Отсюда история у К. Ясперса делится на два этапа: доосевой и
послеосевой.
Доосевой этап (предыстория) – время архаических цивилизаций.
К архаическим цивилизациям относятся Древний Египет, Шумеры,
цивилизации майя и ацтеков и другие. Архаические цивилизации воз-
никали благодаря, в первую очередь, фактору внешней среды (Древ-
ний Восток, Южная Америка). Неблагоприятные климатические ус-
ловия сосредоточивали людей в местах оазисов. Для этих цивилиза-
ций характерно государственное хозяйство: в Шумерах в него было
вовлечено до 1,5млн. человек, в Перу до 10 млн. Жертвоприношения,
обрядовые нормы казались столь же нужными для жизни общины, как
и любой общественно полезный труд. Но в этом обществе нет ценно-
сти жизни, нет места личному выбору. Власть божественна, собствен-
ность и право неразрывны. Архаические цивилизации не могли долго
существовать: производство неэффективно, проблемы экологии, па-
дение авторитета царя – бога. Государства исчезают полностью, не
оставив традиций.
Послеосевой этап в истории – это время существования традици-
онных цивилизаций: арабо-исламской, индо-буддийской, китайско-
конфуцианской, антично-средиземноморской, европейской, русской,
после XYIвека северно-американской, южно-американской.
По К. Ясперсу, послеосевые цивилизации – философские цивили-
зации с ярко выраженным статусом индийской, китайской и начатой
греками европейской традиции. Это цивилизации, где разрывается
представление о власти как о божественном, но сохраняется нераз-
рывность власти и права. Традиционные общества поддерживали тра-
дицию, поэтому в отличие от архаических, которые не смогли донести
свою культуру до современности, они, существуя тысячелетия, сохра-
нили традиции.
Таким образом, К. Ясперс понимает историю как единую линию
развития, имеющую начало и конец. Началом подлинной истории че-
ловечества явилось появление мировых религий. Народы, не воспри-
нявшие идей осевого времени, остаются на уровне «природного суще-
ствования», их жизнь не исторична.
Теории линейно-стадиального развития истории представляют её
в виде бесконечного прогресса, перехода от одного этапа к другому.
Основу движения истории, по К. Марксу, составляет изменение в ма-
териальной сфере. К. Ясперс утверждает, что прогресс в истории оп-
ределяется изменениями в духовной жизни, поэтому начало истории
для него – становление основных мировых религий.
чезновение великих культур древности, существовавших тысячеле- тиями. Отсюда история у К. Ясперса делится на два этапа: доосевой и послеосевой. Доосевой этап (предыстория) – время архаических цивилизаций. К архаическим цивилизациям относятся Древний Египет, Шумеры, цивилизации майя и ацтеков и другие. Архаические цивилизации воз- никали благодаря, в первую очередь, фактору внешней среды (Древ- ний Восток, Южная Америка). Неблагоприятные климатические ус- ловия сосредоточивали людей в местах оазисов. Для этих цивилиза- ций характерно государственное хозяйство: в Шумерах в него было вовлечено до 1,5млн. человек, в Перу до 10 млн. Жертвоприношения, обрядовые нормы казались столь же нужными для жизни общины, как и любой общественно полезный труд. Но в этом обществе нет ценно- сти жизни, нет места личному выбору. Власть божественна, собствен- ность и право неразрывны. Архаические цивилизации не могли долго существовать: производство неэффективно, проблемы экологии, па- дение авторитета царя – бога. Государства исчезают полностью, не оставив традиций. Послеосевой этап в истории – это время существования традици- онных цивилизаций: арабо-исламской, индо-буддийской, китайско- конфуцианской, антично-средиземноморской, европейской, русской, после XYIвека северно-американской, южно-американской. По К. Ясперсу, послеосевые цивилизации – философские цивили- зации с ярко выраженным статусом индийской, китайской и начатой греками европейской традиции. Это цивилизации, где разрывается представление о власти как о божественном, но сохраняется нераз- рывность власти и права. Традиционные общества поддерживали тра- дицию, поэтому в отличие от архаических, которые не смогли донести свою культуру до современности, они, существуя тысячелетия, сохра- нили традиции. Таким образом, К. Ясперс понимает историю как единую линию развития, имеющую начало и конец. Началом подлинной истории че- ловечества явилось появление мировых религий. Народы, не воспри- нявшие идей осевого времени, остаются на уровне «природного суще- ствования», их жизнь не исторична. Теории линейно-стадиального развития истории представляют её в виде бесконечного прогресса, перехода от одного этапа к другому. Основу движения истории, по К. Марксу, составляет изменение в ма- териальной сфере. К. Ясперс утверждает, что прогресс в истории оп- ределяется изменениями в духовной жизни, поэтому начало истории для него – становление основных мировых религий. 9
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »