ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
48
вежливости означает , что коммуникант с более низким
социальным статусом всегда должен быть вежлив к собеседнику с более
высоким статусом, в то время как обратное совсем не обязательно. Отметим,
что в лингвистической прагматике понятие вежливости понимается несколько
по - другому, нежели в исследованиях по речевому этикету: это рациональный,
определяемый правилами прагматический компонент коммуникации,
направленный на сохранение взаимоотношений и избежание конфликтов.
Согласно такой точке зрения, вежливость в речи сводится к смягчению тона,
настойчивости, оценочности высказываний.
В реальной коммуникации соблюдение всех правил возможно далеко не
всегда, однако
Нарушение правил общения может быть коммуникативно-значимым .
Например, одна из максим принципа кооперации Грайса гласит: «Не говори
меньше, чем необходимо». Это означает , что в идеале говорящий должен
предоставлять адресату максимально полную информацию. Однако, говоря
«Ну, ты понимаешь, о чем я…» и сопровождая эту фразу соответствующей
мимикой, коммуникант нарушает эту максиму. Подобные сознательные
нарушения правил общения не случайны. Тот, кто пользуется таким приемом ,
рассчитывает оказать определенное влияние на собеседника . Поэтому можно
говорить о том , что и правила общения, и случаи их нарушения обладают
воздействующим потенциалом .
48 веж ливост и озн а ча ет, чт о ком м у н ика н т с б олее н изким социа льн ым ст а т у сом всегд а д олж ен б ыт ь веж лив к соб есед н ику с б олее высоким ст а т у сом , в т о врем яка к об ра т н ое совсем н е об яза т ельн о. От м етим , чт о в лин гвистической пра гм а тике пон ятие веж ливост и пон им а ет сян есколько по-д ру гом у , н еж ели в исслед ова н иях по речевом у эт икет у : эт о ра цион а льн ый, опред еляем ый пра вила м и пра гм а тический ком пон ен т ком м у н ика ции, н а пра влен н ый н а сохра н ен ие вза им оот н ош ен ий и изб еж а н ие кон ф ликт ов. Согла сн о т а кой т очке зрен ия, веж ливост ь в речи свод ит сяк см ягчен ию т он а , н а стойчивост и, оцен очн ости выска зыва н ий. В реа льн ой ком м у н ика ции соб люд ен ие всех пра вил возм ож н о д а леко н е всегд а , од н а ко Н а ру ш ен ие пра вил об щен ия м ож ет б ыт ь ком м у н ика т ивн о-зн а чим ым . Н а прим ер, од н а из м а ксим прин ципа коопера ции Г ра йса гла сит : «Н е говори м ен ьш е, чем н еоб ход им о». Э т о озн а ча ет , что в ид еа ле говорящий д олж ен пред ост а влять а д реса т у м а ксим а льн о полн у ю ин ф орм а цию. Од н а ко, говоря « Н у, т ы поним а е шь, о че м я … » и сопровож д а яэт у ф ра зу соот вет ст ву ющей м им икой, ком м у н ика н т н а ру ш а ет эт у м а ксим у . П од об н ые созн а т ельн ые н а ру ш ен ияпра вил об щен иян е слу ча йн ы. Тот , кт о пользу ет сят а ким прием ом , ра ссчитыва ет ока за т ь опред елен н ое влиян ие н а соб есед н ика . П оэт ом у м ож н о говорит ь о т ом , что и пра вила об щен ия, и слу ча и их н а ру ш ен ия об ла д а ют возд ейству ющим пот ен циа лом .