ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
160
дыдущий ход: свой собственный тезис, тезис противника, аргументацию обеих
сторон и общее направление развития. Это требование нельзя назвать приёмом в
строгом значении слова, но его соблюдение является залогом успеха.
Сильнейшим средством воздействия всегда выступает интонация, с которой
участник спора произносит свои реплики, которой акцентирует некоторые слова
и выражения. Тон нередко
имеет большее значение, чем смысл употребленных
слов. Мастерское владение своим голосом может компенсировать выбор ней-
тральных по значению слов.
Пограничным между корректными и некорректными приёмами считается та-
кой приём как последнее слово в споре. Зная все аргументы сторон, можно высту-
пить с подведением итогов столкновения, представив их в выгодном для
высту-
пающего свете. Этот приём не считается в полной мере корректным, потому что,
во-первых, доступен далеко не каждому участнику, во-вторых, суждения об ито-
гах столкновения могут в такой ситуации не быть истинными.
Часто в споре побеждает не тот участник, мнение которого было ближе к ис-
тине, а тот, кто
оказался способен сохранить спокойствие. Необходимо на протя-
жении всего спора контролировать свои эмоции, проявлять выдержку. Следует
понимать, что спор — это деятельность, которая требует от человека напряжения
не только интеллектуальных, но и всех остальных сил его психики.
13.2. Софистика. Уловки в полемике и эклектике
Логические ошибки, совершаемые в отношении тезиса, аргументов
и формы
доказательства, могут быть умышленными и неумышленными. Неумышленная
ошибка называется паралогизмом, её причины могут быть в незнании логических
законов, в невнимательности и проч. Ошибка, совершаемая сознательно, с целью
запутать противника и выдать ложное суждение за истинное, называется софиз-
мом.
Софизм — это рассуждение, которое кажется правильным, но содержит
скрытую логическую
ошибку и служит для придания видимости истинности
ложному утверждению. Обычно софизм обосновывает какую-нибудь нелепость,
абсурд, утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Знамени-
ты, к примеру, следующие софизмы, сформулированные ещё в древности: «Что
ты не терял, то имеешь; рога ты не терял; значит, у тебя рога» или «Сидящий
встал; кто встал, тот стоит
; следовательно, сидящий стоит».
Софизмы используют многозначность слов обычного языка, омонимию, сокра-
щённые умозаключения и т. д. Основываются софизмы на таких логических ошиб-
ках, как подмена тезиса доказательства, несоблюдение правил логического выво-
да, принятие ложных посылок за истинные и т. п. Нетрудно заметить, что в со-
физме о рогах обыгрывается двусмысленность выражения «то, что не терял»:
иногда оно означает «то, что имел и не потерял», а иногда просто «то, что не по-
терял независимо от того, имел или нет».
Употребление софизма с целью обмана является некорректным приёмом аргу-
ментации.
дыдущий ход: свой собственный тезис, тезис противника, аргументацию обеих сторон и общее направление развития. Это требование нельзя назвать приёмом в строгом значении слова, но его соблюдение является залогом успеха. Сильнейшим средством воздействия всегда выступает интонация, с которой участник спора произносит свои реплики, которой акцентирует некоторые слова и выражения. Тон нередко имеет большее значение, чем смысл употребленных слов. Мастерское владение своим голосом может компенсировать выбор ней- тральных по значению слов. Пограничным между корректными и некорректными приёмами считается та- кой приём как последнее слово в споре. Зная все аргументы сторон, можно высту- пить с подведением итогов столкновения, представив их в выгодном для высту- пающего свете. Этот приём не считается в полной мере корректным, потому что, во-первых, доступен далеко не каждому участнику, во-вторых, суждения об ито- гах столкновения могут в такой ситуации не быть истинными. Часто в споре побеждает не тот участник, мнение которого было ближе к ис- тине, а тот, кто оказался способен сохранить спокойствие. Необходимо на протя- жении всего спора контролировать свои эмоции, проявлять выдержку. Следует понимать, что спор — это деятельность, которая требует от человека напряжения не только интеллектуальных, но и всех остальных сил его психики. 13.2. Софистика. Уловки в полемике и эклектике Логические ошибки, совершаемые в отношении тезиса, аргументов и формы доказательства, могут быть умышленными и неумышленными. Неумышленная ошибка называется паралогизмом, её причины могут быть в незнании логических законов, в невнимательности и проч. Ошибка, совершаемая сознательно, с целью запутать противника и выдать ложное суждение за истинное, называется софиз- мом. Софизм — это рассуждение, которое кажется правильным, но содержит скрытую логическую ошибку и служит для придания видимости истинности ложному утверждению. Обычно софизм обосновывает какую-нибудь нелепость, абсурд, утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Знамени- ты, к примеру, следующие софизмы, сформулированные ещё в древности: «Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял; значит, у тебя рога» или «Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит». Софизмы используют многозначность слов обычного языка, омонимию, сокра- щённые умозаключения и т. д. Основываются софизмы на таких логических ошиб- ках, как подмена тезиса доказательства, несоблюдение правил логического выво- да, принятие ложных посылок за истинные и т. п. Нетрудно заметить, что в со- физме о рогах обыгрывается двусмысленность выражения «то, что не терял»: иногда оно означает «то, что имел и не потерял», а иногда просто «то, что не по- терял независимо от того, имел или нет». Употребление софизма с целью обмана является некорректным приёмом аргу- ментации. 160
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 158
- 159
- 160
- 161
- 162
- …
- следующая ›
- последняя »