ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
161
Некорректные приёмы спора гораздо более разнообразны, чем допустимые
методы борьбы, их строгой классификации нет, и вряд ли она может появиться.
Кроме ошибок, совершаемых в отношении тезиса, аргументов и демонстрации,
существует масса так называемых уловок, которые используются ради победы
над противником и касаются скорее психологических, чем логических законов.
Обширная группа уловок связана с переключением внимания к предмету спо-
ра на внимание к личностям его участников. По существу, эти уловки представ-
ляют собой сочетание бесчисленного множества вариантов довода к человеку и
ошибки «не следует». Наиболее распространенными здесь оказываются следую-
щие
уловки.
1. Аргумент к авторитету — ссылка на известных людей, заменяющая обос-
нование тезиса участника. Аргумент к авторитету имеет много разновидностей.
Кроме ссылок на мнения великих ученых, общественных деятелей, людей искус-
ства, это и ссылки на авторитет общественного мнения, на авторитет возраста, на
авторитет должности, на авторитет священных текстов и т. д
. Нередко ссылка на
авторитет оказывается ложным аргументом, потому что лицо, которому припи-
сывается некое высказывание, либо не является на самом деле его автором, либо
его слова вырваны из контекста и ложно трактуются; иногда случается и так, что
персоны, которая называется авторитетной, никогда не существовало и её имя
лишь плод воображения
спорщика. Формой аргумента к авторитету является
также аргумент к верности — призыв сохранить верность традициям, убеждени-
ям и ценностям некоего круга лиц, подтвердить личную преданность кому-то из
участников спора. Когда в качестве доводов используются абстрактные, неопре-
деленные и общеупотребительные выражения (пословицы, крылатые слова), это
тоже может быть сигналом аргумента к авторитету
.
2. Аргумент к тщеславию — ссылка на достоинства участника, лесть, расто-
чение ему неумеренных похвал с целью склонить его на сторону противника.
Может принимать вид выражений: «Всякий умный (порядочный, добрый, благо-
разумный) человек согласится с…», «Все, кому дорога правда, признают…»,
«Любой сторонник социального прогресса…», являясь в таком случае разновид-
ностью аргумента
к силе.
3. Аргумент к невежеству — ссылка на факты, положения науки, результаты
исследований, а также на имена и произведения, предположительно незнакомые
противнику. Приём эффективен в том случае, когда противник известен болез-
ненным самолюбием и предполагается, что он скорее примет ложный аргумент,
чем признается в своем невежестве.
4. Аргумент к личности — ссылка на
индивидуальные особенности участни-
ков дискуссии, на их вкусы, внешность, убеждения, на достоинства и недостатки
их характеров, возможно даже на их физические изъяны. Аргумент к личности
может принять форму принижения противника или самовосхваления кого-то из
участников спора: «Ты любой разговор превратишь в свару», «В отличие от не-
которых, я говорю
только правду» и т. д. Разновидностью аргумента к личности
является приём, названный чтением в сердцах, или проницательностью. Его суть
заключается в том, что за причину неприятия противником тезиса выдают какие-
то особые, не имеющие явного отношения к предмету спора, мотивы: «Ты бы
Некорректные приёмы спора гораздо более разнообразны, чем допустимые методы борьбы, их строгой классификации нет, и вряд ли она может появиться. Кроме ошибок, совершаемых в отношении тезиса, аргументов и демонстрации, существует масса так называемых уловок, которые используются ради победы над противником и касаются скорее психологических, чем логических законов. Обширная группа уловок связана с переключением внимания к предмету спо- ра на внимание к личностям его участников. По существу, эти уловки представ- ляют собой сочетание бесчисленного множества вариантов довода к человеку и ошибки «не следует». Наиболее распространенными здесь оказываются следую- щие уловки. 1. Аргумент к авторитету — ссылка на известных людей, заменяющая обос- нование тезиса участника. Аргумент к авторитету имеет много разновидностей. Кроме ссылок на мнения великих ученых, общественных деятелей, людей искус- ства, это и ссылки на авторитет общественного мнения, на авторитет возраста, на авторитет должности, на авторитет священных текстов и т. д. Нередко ссылка на авторитет оказывается ложным аргументом, потому что лицо, которому припи- сывается некое высказывание, либо не является на самом деле его автором, либо его слова вырваны из контекста и ложно трактуются; иногда случается и так, что персоны, которая называется авторитетной, никогда не существовало и её имя лишь плод воображения спорщика. Формой аргумента к авторитету является также аргумент к верности — призыв сохранить верность традициям, убеждени- ям и ценностям некоего круга лиц, подтвердить личную преданность кому-то из участников спора. Когда в качестве доводов используются абстрактные, неопре- деленные и общеупотребительные выражения (пословицы, крылатые слова), это тоже может быть сигналом аргумента к авторитету. 2. Аргумент к тщеславию — ссылка на достоинства участника, лесть, расто- чение ему неумеренных похвал с целью склонить его на сторону противника. Может принимать вид выражений: «Всякий умный (порядочный, добрый, благо- разумный) человек согласится с…», «Все, кому дорога правда, признают…», «Любой сторонник социального прогресса…», являясь в таком случае разновид- ностью аргумента к силе. 3. Аргумент к невежеству — ссылка на факты, положения науки, результаты исследований, а также на имена и произведения, предположительно незнакомые противнику. Приём эффективен в том случае, когда противник известен болез- ненным самолюбием и предполагается, что он скорее примет ложный аргумент, чем признается в своем невежестве. 4. Аргумент к личности — ссылка на индивидуальные особенности участни- ков дискуссии, на их вкусы, внешность, убеждения, на достоинства и недостатки их характеров, возможно даже на их физические изъяны. Аргумент к личности может принять форму принижения противника или самовосхваления кого-то из участников спора: «Ты любой разговор превратишь в свару», «В отличие от не- которых, я говорю только правду» и т. д. Разновидностью аргумента к личности является приём, названный чтением в сердцах, или проницательностью. Его суть заключается в том, что за причину неприятия противником тезиса выдают какие- то особые, не имеющие явного отношения к предмету спора, мотивы: «Ты бы 161
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 159
- 160
- 161
- 162
- 163
- …
- следующая ›
- последняя »