История древней Руси. Скворцов Ю.Е. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

18
ритории подвластные великому князю русскому, складывается в процессе консолидации вос-
точно-славянских племен при активном участии скандинавского элемента. Новая этнокультур-
ная общность приняла имя, первоначальные носители которого интегрируются или растворя-
ются среди местного населения.
Однако существует и другая точка зрения. В частности Д.В.Милов показывает, что этноним
RUZZI/RUSCI как немецкая латиноязычная транслитерация древнерусского русьци/русъци
упоминается в 70 гг. 9 века примерно в то же время, когда в Среднее Поднепровье вторглись
формирования скандинавов. Безусловно, считает автор, факт фиксации русьцов как народа го-
раздо важнее, чем это вторжение, с точки зрения причин возникновения древнерусской госу-
дарственности, тем более, что условия для этого зарождались задолго до пришествия варягов.
Уже 6 – начало 8 вв. у восточных славян были реальные социальные основания для формирова-
ния первых примитивных образований. Это подтверждается тем, что в языке части славян, ко-
торые в это время мигрировали на Балканы, уже существовали слова-индикаторы социального
развития: князь, дружина, господин, беден, дань. Они свидетельствуют об элементах классово-
го общества, ранней государственности в Среднем Поднепровье и его левобережных просторах.
Безусловно одно: нельзя переоценивать роль варягов в создании русской государственности.
Князья-варяги с дружинами приглашались
по договору и, конечно же, не на пустое место, а
туда, где имелось хотя бы полугосударственное объединение. Иначе говоря, в том случае, если
было где княжить. Легкость утверждения власти в Поднепровье свидетельствовала о том, что
там уже созрели внутренние условия для объединения. Славяне и скандинавы в VIII-IX в.в. на-
ходились
приблизительно на одном уровне социального развития. В этих условиях варяги не
могли принести ни более высокой культуры, ни государственности. Об этом свидетельствует,
например, тот факт, что в Исландии и Гренландии, куда проникли варяги, их потомки не соз-
дали государств вообще. Вместе с тем, одностадийность развития восточных славян и сканди-
навов способствовала более легкому общественному синтезу. Наконец, возникновение Ки-
евской Руси хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в
IX-X в.в. на обширной территории Европы.
В конечном счете, оценивая роль варягов в создании Древнерусского государства, следует
свести эту роль к "собиранию" восточнославянских земель, уже подготовленных внутренним
развитием к государственности и объединению.
882 г. лишь один из этапов в процессе складывания Древнерусского государства. Понадоби-
лось еще 100 лет, чтобы все восточнославянские племена окончательно и бесповоротно были
подчинены власти киевских великих князей. Только при Владимире I (980-1015 г.г.) Киевская
Русь как политическое образование сложилась более или менее окончательно.
Полное завершение процесса формирования Древнерусского государства связано с приня-
тием христианства на Руси. Этим также было положено начало новой эпохи в историческом
развитии России вообще.
Началом официального введения христианства на Руси принято считать крещение киевлян
князем Владимиром в 988 г. В качестве единой религии он избрал разновидность христианства,
сформировавшуюся в Византии - православие.
Выбор объясняется следующими соображениями:
- Византия в то время была крупнейшим государством, с которым Русь неизбежно сопри-
касалась. Укрепление, расширение торгово-экономических и культурных связей с ней было
выгодно;
- этот шаг позволил добиться, чтобы Византия перестала поддерживать многочисленные ко-
чевые племена, совершавшие набеги с юга на Русь, зачастую именно по подсказке византийцев,
не желавших усиления Руси;
- православие во многом совпадало с духовно-нравственными устоями населения Руси, а по-
этому стало духовной, идейной основой формирования целостной древнерусской народности;
- введение монотеистической религии преследовало и вполне определенные политические
цели: способствовало централизации государства, закрепляло власть великого князя как пома-
занника божия в соответствии с православной догматикой и усилило связи Киевской Руси с ци-
вилизованным христианским миром.
ритории подвластные великому князю русскому, складывается в процессе консолидации вос-
точно-славянских племен при активном участии скандинавского элемента. Новая этнокультур-
ная общность приняла имя, первоначальные носители которого интегрируются или растворя-
ются среди местного населения.
    Однако существует и другая точка зрения. В частности Д.В.Милов показывает, что этноним
RUZZI/RUSCI как немецкая латиноязычная транслитерация древнерусского русьци/русъци
упоминается в 70 гг. 9 века примерно в то же время, когда в Среднее Поднепровье вторглись
формирования скандинавов. Безусловно, считает автор, факт фиксации русьцов как народа го-
раздо важнее, чем это вторжение, с точки зрения причин возникновения древнерусской госу-
дарственности, тем более, что условия для этого зарождались задолго до пришествия варягов.
Уже 6 – начало 8 вв. у восточных славян были реальные социальные основания для формирова-
ния первых примитивных образований. Это подтверждается тем, что в языке части славян, ко-
торые в это время мигрировали на Балканы, уже существовали слова-индикаторы социального
развития: князь, дружина, господин, беден, дань. Они свидетельствуют об элементах классово-
го общества, ранней государственности в Среднем Поднепровье и его левобережных просторах.
   Безусловно одно: нельзя переоценивать роль варягов в создании русской государственности.
Князья-варяги с дружинами приглашались по договору и, конечно же, не на пустое место, а
туда, где имелось хотя бы полугосударственное объединение. Иначе говоря, в том случае, если
было где княжить. Легкость утверждения власти в Поднепровье свидетельствовала о том, что
там уже созрели внутренние условия для объединения. Славяне и скандинавы в VIII-IX в.в. на-
ходились приблизительно на одном уровне социального развития. В этих условиях варяги не
могли принести ни более высокой культуры, ни государственности. Об этом свидетельствует,
например, тот факт, что в Исландии и Гренландии, куда проникли варяги, их потомки не соз-
дали государств вообще. Вместе с тем, одностадийность развития восточных славян и сканди-
навов способствовала более легкому общественному синтезу.       Наконец, возникновение Ки-
евской Руси хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в
IX-X в.в. на обширной территории Европы.
   В конечном счете, оценивая роль варягов в создании Древнерусского государства, следует
свести эту роль к "собиранию" восточнославянских земель, уже подготовленных внутренним
развитием к государственности и объединению.
   882 г. лишь один из этапов в процессе складывания Древнерусского государства. Понадоби-
лось еще 100 лет, чтобы все восточнославянские племена окончательно и бесповоротно были
подчинены власти киевских великих князей. Только при Владимире I (980-1015 г.г.) Киевская
Русь как политическое образование сложилась более или менее окончательно.
   Полное завершение процесса формирования Древнерусского государства связано с приня-
тием христианства на Руси. Этим также было положено начало новой эпохи в историческом
развитии России вообще.
   Началом официального введения христианства на Руси принято считать крещение киевлян
князем Владимиром в 988 г. В качестве единой религии он избрал разновидность христианства,
сформировавшуюся в Византии - православие.
   Выбор объясняется следующими соображениями:
   - Византия в то время была крупнейшим государством, с которым Русь неизбежно сопри-
касалась. Укрепление, расширение торгово-экономических и культурных связей с ней было
выгодно;
   - этот шаг позволил добиться, чтобы Византия перестала поддерживать многочисленные ко-
чевые племена, совершавшие набеги с юга на Русь, зачастую именно по подсказке византийцев,
не желавших усиления Руси;
   - православие во многом совпадало с духовно-нравственными устоями населения Руси, а по-
этому стало духовной, идейной основой формирования целостной древнерусской народности;
   - введение монотеистической религии преследовало и вполне определенные политические
цели: способствовало централизации государства, закрепляло власть великого князя как пома-
занника божия в соответствии с православной догматикой и усилило связи Киевской Руси с ци-
вилизованным христианским миром.
                                            18