История древней Руси. Скворцов Ю.Е. - 30 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

30
Лишенная средств существования часть крестьянства в поисках работы шла, как мы уже го-
ворили, в наемные работники к прежним хозяевам и, в значительной части, пытались найти
работу в городе. Таким образом, возникает рынок свободных рабочих рук для промышленно-
сти.
Бурное накопление капиталов и формирование класса их владельцев, с одной стороны, и
образование массы людей свободных в двояком смысле слова: и от феодальной зависимости и
от средств существования - с другой, составляет содержание процесса так называемого пер-
воначального накопления капитала, завершившегося к середине XVIII в.
Следствием этого процесса стал быстрый рост централизованных мануфактур, во главе ко-
торых стояли владельцы капиталов и средств производства (предприниматели-капиталисты),
использовавшие труд не ремесленников, имевших собственные орудия производства, а наем-
ных работников, лишенных средств производства и получавших оплату за свой труд у капита-
листа. Начинается переход к капиталистической форме хозяйствования. Одна из важнейших
черт ее - экономическое принуждение производителей к труду. Специализация производства,
присущая мануфактуре вообще, экономическая заинтересованность наемного работника обу-
словили прогрессивное экономическое значение капиталистической мануфактуры, выразив-
шегося в резком увеличении производительности труда.
Несмотря на то, что в XVI-XVII в.в. в подавляющем большинстве стран Европы господ-
ствовали феодалы, в условиях изменения способа производства формировалась и превраща-
лась во влиятельный общественный класс буржуазия. Вместо горожан отдельных городов,
создавался класс городской буржуазии в национальном масштабе с общими классовыми инте-
ресами и одинаковыми политическими правами. Обычно этот класс был связан союзом с ок-
репшей политической властью перед лицом крупных феодалов.
С другой стороны, обогащение буржуазии усилило внимание к ней королевской власти. На-
метился ряд новых форм связи между ними: госзаймы, откуп налогов, протекционистская по-
литика и др.
Однако, уже в XVI в. в некоторых странах Западной Европы буржуазия вступает в конфликт
с феодально-абсолютистской властью. Как- бы то ни было, король - феодал и интересы феода-
лов для него на 1-м месте.
В тесной взаимосвязи с появлением капиталистического уклада в недрах феодализма шел
процесс освобождения личности и общества от всеобъемлющей власти католической церкви и
развития светской идеологии как духовной основы борьбы растущего и крепнущего класса
буржуазии.
XIV-XVI в.в. стали временем формирования антифеодального в своем существе светского и
антиклерикального (антирелигиозного) мировоззрения - гуманизма.
В центре гуманистического мировоззрения стоит сам человек как гармоничная и раскре-
пощенная личность, а не божественное, потустороннее, как в религиозной средневековой
идеологии. Земное существование признается единственно реальным. Человеческое тело,
человеческие страсти и потребности рассматривались не как нечто греховное, что надо подав-
лять, а как самоценность. В противоположность религиозному аскетизму и пессимизму гума-
низм проникнут верой в безграничные возможности человека, его воли и
разума.
Корни нового мировоззрения и в то же время его наиболее полное и ясное воплощение - в
расцвете интеллектуального движения XIV-XVI в.в., начавшегося в Италии, а затем охватив-
шего и в другие страны, и вошедшего в историю под названием Возрождения (Ренессанс - фр.)
Сам термин указывал на связь новой культуры с античностью, ставшей ее фундаментом. В
условиях расширения контактов с Востоком, в частности с Византией (крестовые походы,
торговые отношения с Ближним Востоком и др.), знакомства с памятниками античной культу-
ры и искусства в итальянском обществе пробудился интерес к античному наследию.
Но основе использования античной идеологии, творческой ее переработки и оформилось
новое мировоззрение, противоположное феодальному, религиозному.
Непосредственными деятелями новой культуры стали представители зарождавшейся новой
социальной группы - интеллигенции - людей умственного труда (врачей, учителей, инженеров)
и занятых в литературе и искусстве.
   Лишенная средств существования часть крестьянства в поисках работы шла, как мы уже го-
ворили, в наемные работники к прежним хозяевам и, в значительной части, пытались найти
работу в городе. Таким образом, возникает рынок свободных рабочих рук для промышленно-
сти.
   Бурное накопление капиталов и формирование класса их владельцев, с одной стороны, и
образование массы людей свободных в двояком смысле слова: и от феодальной зависимости и
от средств существования - с другой, составляет содержание процесса так называемого пер-
воначального накопления капитала, завершившегося к середине XVIII в.
   Следствием этого процесса стал быстрый рост централизованных мануфактур, во главе ко-
торых стояли владельцы капиталов и средств производства (предприниматели-капиталисты),
использовавшие труд не ремесленников, имевших собственные орудия производства, а наем-
ных работников, лишенных средств производства и получавших оплату за свой труд у капита-
листа. Начинается переход к капиталистической форме хозяйствования. Одна из важнейших
черт ее - экономическое принуждение производителей к труду. Специализация производства,
присущая мануфактуре вообще, экономическая заинтересованность наемного работника обу-
словили прогрессивное экономическое значение капиталистической мануфактуры, выразив-
шегося в резком увеличении производительности труда.
   Несмотря на то, что в XVI-XVII в.в. в подавляющем большинстве стран Европы господ-
ствовали феодалы, в условиях изменения способа производства формировалась и превраща-
лась во влиятельный общественный класс буржуазия. Вместо горожан отдельных городов,
создавался класс городской буржуазии в национальном масштабе с общими классовыми инте-
ресами и одинаковыми политическими правами. Обычно этот класс был связан союзом с ок-
репшей политической властью перед лицом крупных феодалов.
   С другой стороны, обогащение буржуазии усилило внимание к ней королевской власти. На-
метился ряд новых форм связи между ними: госзаймы, откуп налогов, протекционистская по-
литика и др.
   Однако, уже в XVI в. в некоторых странах Западной Европы буржуазия вступает в конфликт
с феодально-абсолютистской властью. Как- бы то ни было, король - феодал и интересы феода-
лов для него на 1-м месте.
   В тесной взаимосвязи с появлением капиталистического уклада в недрах феодализма шел
процесс освобождения личности и общества от всеобъемлющей власти католической церкви и
развития светской идеологии как духовной основы борьбы растущего и крепнущего класса
буржуазии.
   XIV-XVI в.в. стали временем формирования антифеодального в своем существе светского и
антиклерикального (антирелигиозного) мировоззрения - гуманизма.
   В центре гуманистического мировоззрения стоит сам человек как гармоничная и раскре-
пощенная личность, а не божественное, потустороннее, как в религиозной средневековой
идеологии. Земное существование признается единственно реальным. Человеческое тело,
человеческие страсти и потребности рассматривались не как нечто греховное, что надо подав-
лять, а как самоценность. В противоположность религиозному аскетизму и пессимизму гума-
низм проникнут верой в безграничные возможности человека, его воли и разума.
   Корни нового мировоззрения и в то же время его наиболее полное и ясное воплощение - в
расцвете интеллектуального движения XIV-XVI в.в., начавшегося в Италии, а затем охватив-
шего и в другие страны, и вошедшего в историю под названием Возрождения (Ренессанс - фр.)
   Сам термин указывал на связь новой культуры с античностью, ставшей ее фундаментом. В
условиях расширения контактов с Востоком, в частности с Византией (крестовые походы,
торговые отношения с Ближним Востоком и др.), знакомства с памятниками античной культу-
ры и искусства в итальянском обществе пробудился интерес к античному наследию.
   Но основе использования античной идеологии, творческой ее переработки и оформилось
новое мировоззрение, противоположное феодальному, религиозному.
   Непосредственными деятелями новой культуры стали представители зарождавшейся новой
социальной группы - интеллигенции - людей умственного труда (врачей, учителей, инженеров)
и занятых в литературе и искусстве.
                                            30