История древней Руси. Скворцов Ю.Е. - 32 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

32
только Священное писание (Библию) и отрицание католического Священного предания (т.е.
церковной литературы), требование "дешевой церкви", отрицание прав церкви на земельные
богатства.
В результате Реформации образовалось множество самостоятельных церквей и сект: люте-
ранская (Германия), кальвинизм (Швейцария), англиканская, методисты, баптисты, адвентисты
и др.
Вместе с тем, уже в ходе реформации в Германии выступили черты ее как ранней буржуаз-
ной революции. Именно в среде бюргерско-буржуазной верхушки реформация приобретала
антифеодальную направленность и массу сторонников. Наконец, ее идеи стали идейным зна-
менем первых буржуазных революций в Нидерландах и Англии.
В Голландии уже в середине XVI в. конфликт между новым буржуазным классом и фео-
дальными устоями с политической надстройкой в виде абсолютизма, усугубившийся испанским
владычеством, приобрел особую остроту и разрешился в ходе первой в мировой истории по-
бедоносной буржуазной революцией. Она дала власть буржуазии, выступавшей руководителем
борьбы широких масс населения, и обеспечила ей полное господство в экономической и поли-
тической жизни страны. Революция освободила нидерландское буржуазное общество от стес-
нявших его развитие феодально-абсолютистских пут. Однако, влияние революции в маленькой
стране на исторический процесс было относительно невелико.
Несравненно более значительные последствия имела победа буржуазной революции в Анг-
лии в середине XVII в. явившейся уже событием европейского масштаба. Именно она открыва-
ет эпоху, когда генезис капитализма привел к новому состоянию европейского общества, ко-
гда победа капитализма над феодализмом полностью предопределилась.
II. Россия в XVII в. Итоги и особенности развития к началу XVIII века.
Что же происходило в XVII в. в русском государстве?
Опричнина, направленная против воображаемой крамолы, подрывала устойчивость госу-
дарственной власти и в значительной степени создала условия для событий в русской исто-
рии, вошедших в нее под названием Смутного времени, наступившего после смерти в 1598 г.
последнего царя из рода Рюриковичей, младшего сына Ивана Грозного - Федора. Смутное
время было тяжелым потрясением всей жизни Московского государства. Его последствиями
были страшное запустение и разорение страны, гибель значительной части населения, а также
дальнейшее ослабление силы и влияния старого родового боярства, которое частью погибло, а
частью морально деградировало и дискредитировало себя союзом с врагами страны.
В развитии московской смуты ясно различаются три переплетающихся потока. Первый мо-
жет быть назван династическим, второй - социальным и третий - национальным.
Первый выразился в борьбе за московский престол между различными
претендентами от
Лжедмитрия (1604-1606 г.г.) до царя Василия Шуйского (1606-1610 г.г.). Эта борьба привела к
полному крушению государственного порядка, к междоусобной борьбе "всех против всех" и к
страшной деморализации.
Второй поток, начиная с лета 1606 г., выразился в обострении классовой борьбы кресть-
янства и низших сословий города, вылившейся в крестьянскую войну
под руководством
И.Болотникова, которая после его гибели была использована поляками и шведами для попыток
поставить на русский престол своих ставленников (Лжедмитрий II, польский королевич Вла-
дислав).
Третий поток представляет собой борьбу широких слоев народа России с иноземными за-
хвачиками, завершившуюся освобождением Москвы от польских оккупантов вторым народ-
ным ополчением под руководством К.Минина и Дм.Пожарского в октябре 1613 г.
В условиях отсутствия прямых потомков предшествующей династии, законным мог быть
только избранный царь, причем избранный от имени всей России, на основе всенародного
согласия.
Земский собор, заседавший в начале 1613 г. и представлявший все классы населения, за
исключением холопов и владельческих крестьян, из нескольких кандидатов избрал царем
только Священное писание (Библию) и отрицание католического Священного предания (т.е.
церковной литературы), требование "дешевой церкви", отрицание прав церкви на земельные
богатства.
   В результате Реформации образовалось множество самостоятельных церквей и сект: люте-
ранская (Германия), кальвинизм (Швейцария), англиканская, методисты, баптисты, адвентисты
и др.
   Вместе с тем, уже в ходе реформации в Германии выступили черты ее как ранней буржуаз-
ной революции. Именно в среде бюргерско-буржуазной верхушки реформация приобретала
антифеодальную направленность и массу сторонников. Наконец, ее идеи стали идейным зна-
менем первых буржуазных революций в Нидерландах и Англии.
   В Голландии уже в середине XVI в. конфликт между новым буржуазным классом и фео-
дальными устоями с политической надстройкой в виде абсолютизма, усугубившийся испанским
владычеством, приобрел особую остроту и разрешился в ходе первой в мировой истории по-
бедоносной буржуазной революцией. Она дала власть буржуазии, выступавшей руководителем
борьбы широких масс населения, и обеспечила ей полное господство в экономической и поли-
тической жизни страны. Революция освободила нидерландское буржуазное общество от стес-
нявших его развитие феодально-абсолютистских пут. Однако, влияние революции в маленькой
стране на исторический процесс было относительно невелико.
   Несравненно более значительные последствия имела победа буржуазной революции в Анг-
лии в середине XVII в. явившейся уже событием европейского масштаба. Именно она открыва-
ет эпоху, когда генезис капитализма привел к новому состоянию европейского общества, ко-
гда победа капитализма над феодализмом полностью предопределилась.

  II. Россия в XVII в. Итоги и особенности развития к началу XVIII века.

   Что же происходило в XVII в. в русском государстве?
   Опричнина, направленная против воображаемой крамолы, подрывала устойчивость госу-
дарственной власти и в значительной степени создала условия для событий в русской исто-
рии, вошедших в нее под названием Смутного времени, наступившего после смерти в 1598 г.
последнего царя из рода Рюриковичей, младшего сына Ивана Грозного - Федора. Смутное
время было тяжелым потрясением всей жизни Московского государства. Его последствиями
были страшное запустение и разорение страны, гибель значительной части населения, а также
дальнейшее ослабление силы и влияния старого родового боярства, которое частью погибло, а
частью морально деградировало и дискредитировало себя союзом с врагами страны.
   В развитии московской смуты ясно различаются три переплетающихся потока. Первый мо-
жет быть назван династическим, второй - социальным и третий - национальным.
   Первый выразился в борьбе за московский престол между различными претендентами от
Лжедмитрия (1604-1606 г.г.) до царя Василия Шуйского (1606-1610 г.г.). Эта борьба привела к
полному крушению государственного порядка, к междоусобной борьбе "всех против всех" и к
страшной деморализации.
   Второй поток, начиная с лета 1606 г., выразился в обострении классовой борьбы кресть-
янства и низших сословий города, вылившейся в крестьянскую войну под руководством
И.Болотникова, которая после его гибели была использована поляками и шведами для попыток
поставить на русский престол своих ставленников (Лжедмитрий II, польский королевич Вла-
дислав).
   Третий поток представляет собой борьбу широких слоев народа России с иноземными за-
хвачиками, завершившуюся освобождением Москвы от польских оккупантов вторым народ-
ным ополчением под руководством К.Минина и Дм.Пожарского в октябре 1613 г.
   В условиях отсутствия прямых потомков предшествующей династии, законным мог быть
только избранный царь, причем избранный от имени всей России, на основе всенародного
согласия.
   Земский собор, заседавший в начале 1613 г. и представлявший все классы населения, за
исключением холопов и владельческих крестьян, из нескольких кандидатов избрал царем
                                             32