История древней Руси. Скворцов Ю.Е. - 34 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

34
правными и не защищенными законом в отношения с царем, который мог произвольно лишить
их имущества, чина и самой жизни.
Конечно, в Москве были богатые купцы, но их было около 30 человек. Были и менее со-
стоятельные купцы и промышленники, организованные в "гостиной сотне" и "суконной сотне".
Однако, это были не самостоятельные организации буржуазии, а служебные "чины" для несе-
ния службы по государственному и финансовому управлению, т. е. эти организации служили
не ее собственным, а государственным интересам.
Основную массу населения городов составляли "посадские люди", занимавшиеся ремеслом и
торговлей. На них лежал груз царских податей, а также служебных и рабочих повинностей в
пользу государства.
Слой церковных людей состоял из тех же элементов, что и в Древней Руси. Однако, он зна-
чительно вырос численно, ввиду чрезвычайного роста церковных земельных владений.
В XVII в. процесс государственной регламентации функций сословий получил свое право-
вое закрепление в Соборном Уложении 1649 года, которое стало важнейшим сводом законов
допетровской Руси. По Уложению крестьяне прикреплялись к земле, посадские люди - к вы-
полнению повинностей, служилые люди - к несению военной и других государственных
служб. Это означало возрастающую регламентацию всех сторон общественной жизни, усиле-
ние роли государства и его административного аппарата.
Вторая половина XVII в. знаменовалась рядом серьезных событий.
С 1654 по 1667 годы шла борьба с Речью Посполитой за Украину, перешедшей к поль-
ской короне еще в 1569 г. В середине XVII в. Украина стала ареной борьбы национальной -
против польской колонизации, религиозной - борьбы православия против католизма и соци-
альной - борьбы широких народных масс украинского крестьянства против угнетения его
польской шляхтой (дворянством).
Решающим фактором в этой борьбе выступает в XVII в. запорожское казачество. Его борь-
ба против поляков завершилась в конечном счете успешным восстанием под предводительст-
вом Б.Хмельницкого. Под его влиянием в январе 1654 года Переяславская рада постановила
принять подданство российской короны.
В конечном счете, после 13-летней войны, истощившей силы и России и Польши, стороны
заключили мир в 1667 году, по которому Россия отказывалась от Белоруссии, но удержала за
собой Смоленскую область, всю Левобережную Украину и г.Киев на правом берегу Днепра.
В условиях закрепощения, ухудшения положения крестьянства и широких слоев народа, в
условиях тягот и лишений войны за Украину вторая половина XVII в. ознаменовалась мощным
потрясением государственных устоев, каким стала крестьянская
война под предводительст-
вом С.Разина (1667-1670 г.г.). Она началась на Дону, куда вела "вольная сиротская дорога",
доведенных до отчаяния крестьян, и охватила впоследствии все Нижнее и Среднее Поволжье
как протест против феодального закрепощения.
Серьезным потрясением с далеко идущими последствиями стала церковная реформа 1654
года патриарха Никона.
До появления книгопечатания церковные
книги переписывались от руки, и в них вкрались
некоторые ошибки и описки, а в церковных обрядах появились некоторые отклонения от
греческих. В 1654 году патриарх Никон поручил исправление церковных книг приезжим гре-
кам и киевским ученым монахам. Это вызвало недовольство и сопротивление церковных кон-
серваторов. В ответ последовали суровые меры против непослушных. Началась взаимно ожес-
точенная религиозная борьба официальной церкви и церковной оппозиции во главе с протопо-
пом Аввакумом. На стороне церкви было государство и с помощью его вооруженной силы
раскольники были подавлены. Наиболее активные вожди раскола были сожжены, в том числе и
Аввакум, а наиболее фанатичные староверы сами сожгли себя. Жестокое церковное междо-
усобие подорвало внутреннюю силу, духовный авторитет и идейное влияние православной
церкви. Раскольники, спасшиеся от расправы, ушли в пустынные места, где создали тайные
поселения - скиты. Раскол возник как социальное движение, в особой религиозной форме вы-
ражавшее недовольство существующим строем. Старообрядцы отвергали крепостной строй с
присущим ему закабалением личности и посягательством государства на духовный мир челове-
правными и не защищенными законом в отношения с царем, который мог произвольно лишить
их имущества, чина и самой жизни.
    Конечно, в Москве были богатые купцы, но их было около 30 человек. Были и менее со-
стоятельные купцы и промышленники, организованные в "гостиной сотне" и "суконной сотне".
Однако, это были не самостоятельные организации буржуазии, а служебные "чины" для несе-
ния службы по государственному и финансовому управлению, т. е. эти организации служили
не ее собственным, а государственным интересам.
   Основную массу населения городов составляли "посадские люди", занимавшиеся ремеслом и
торговлей. На них лежал груз царских податей, а также служебных и рабочих повинностей в
пользу государства.
   Слой церковных людей состоял из тех же элементов, что и в Древней Руси. Однако, он зна-
чительно вырос численно, ввиду чрезвычайного роста церковных земельных владений.
   В XVII в. процесс государственной регламентации функций сословий получил свое право-
вое закрепление в Соборном Уложении 1649 года, которое стало важнейшим сводом законов
допетровской Руси. По Уложению крестьяне прикреплялись к земле, посадские люди - к вы-
полнению повинностей, служилые люди - к несению военной и других государственных
служб. Это означало возрастающую регламентацию всех сторон общественной жизни, усиле-
ние роли государства и его административного аппарата.
   Вторая половина XVII в. знаменовалась рядом серьезных событий.
   С 1654 по 1667 годы шла борьба с Речью Посполитой за Украину, перешедшей к поль-
ской короне еще в 1569 г. В середине XVII в. Украина стала ареной борьбы национальной -
против польской колонизации, религиозной - борьбы православия против католизма и соци-
альной - борьбы широких народных масс украинского крестьянства против угнетения его
польской шляхтой (дворянством).
   Решающим фактором в этой борьбе выступает в XVII в. запорожское казачество. Его борь-
ба против поляков завершилась в конечном счете успешным восстанием под предводительст-
вом Б.Хмельницкого. Под его влиянием в январе 1654 года Переяславская рада постановила
принять подданство российской короны.
   В конечном счете, после 13-летней войны, истощившей силы и России и Польши, стороны
заключили мир в 1667 году, по которому Россия отказывалась от Белоруссии, но удержала за
собой Смоленскую область, всю Левобережную Украину и г.Киев на правом берегу Днепра.
   В условиях закрепощения, ухудшения положения крестьянства и широких слоев народа, в
условиях тягот и лишений войны за Украину вторая половина XVII в. ознаменовалась мощным
потрясением государственных устоев, каким стала крестьянская война под предводительст-
вом С.Разина (1667-1670 г.г.). Она началась на Дону, куда вела "вольная сиротская дорога",
доведенных до отчаяния крестьян, и охватила впоследствии все Нижнее и Среднее Поволжье
как протест против феодального закрепощения.
   Серьезным потрясением с далеко идущими последствиями стала церковная реформа 1654
года патриарха Никона.
   До появления книгопечатания церковные книги переписывались от руки, и в них вкрались
некоторые ошибки и описки, а в церковных обрядах появились некоторые отклонения от
греческих. В 1654 году патриарх Никон поручил исправление церковных книг приезжим гре-
кам и киевским ученым монахам. Это вызвало недовольство и сопротивление церковных кон-
серваторов. В ответ последовали суровые меры против непослушных. Началась взаимно ожес-
точенная религиозная борьба официальной церкви и церковной оппозиции во главе с протопо-
пом Аввакумом. На стороне церкви было государство и с помощью его вооруженной силы
раскольники были подавлены. Наиболее активные вожди раскола были сожжены, в том числе и
Аввакум, а наиболее фанатичные староверы сами сожгли себя. Жестокое церковное междо-
усобие подорвало внутреннюю силу, духовный авторитет и идейное влияние православной
церкви. Раскольники, спасшиеся от расправы, ушли в пустынные места, где создали тайные
поселения - скиты. Раскол возник как социальное движение, в особой религиозной форме вы-
ражавшее недовольство существующим строем. Старообрядцы отвергали крепостной строй с
присущим ему закабалением личности и посягательством государства на духовный мир челове-
                                            34