История древней Руси. Скворцов Ю.Е. - 31 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

31
Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже 13-14 в.в. его
провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Это было время Проторенес-
санса.
XIV-начало XV в.в. - время раннего Возрождения.
Ко второй половине XV в. гуманистическая философия, литература и искусство, политиче-
ская мысль и наука Возрождения широко распространились по странам Европы. XVI в. - время
наибольшего их развития и превращения гуманизма в общеевропейское идейно-культурное
движение.
Эпоха Возрождения стала временем подъема не только гуманитарных наук и искусства, но
и началом блестящего развития точных математических и естественных наук. Опираясь на их
достижения, стала складываться новая материалистическая и рационалистическая мысль, шла
выработка нового научного метода познания. Мир пытаются объяснить исходя из него самого,
его реальности и познаваемости, а его эволюцию как естественную и закономерную. Особую
роль в этом процессе сыграли Френсис Бэкон, Рене Декарт и Бенедикт Спиноза (XVII в.).
Несмотря на развитие гуманистического движения, мировоззрение большинства европей-
цев еще было проникнуто религиозными представлениями и понятиями. Развитие науки и
распространение научных знаний было еще недостаточным для формирования у основной мас-
сы населения светского мировоззрения.
Закономерно, что идеология, отвечающая складывающейся социально-политической об-
становке, интересам новых, рождающихся классов, и противостоящая феодальным устоям,
приобрела образ одного из направлений христианства, отколовшегося в XVI в. от католицизма
- протестантизма ("публично доказывающий" - лат.), основателем которого является немец
Мартин Лютер (1483-1546 г.г.).
В противоположность учению католицизма о "спасении человека через добрые дела" (в ко-
торое включалось и выполнение обрядов-таинств, совершаемых профессиональными духов-
ными лицами) развивалось учение о "спасении человека верой". Имелись в виду религиоз-
ные переживания и настроения самого верующего. В новых взглядах выразился прежде всего
религиозный индивидуализм. Религия - это отношение человека к Богу, не нуждающегося в
посредничестве каких-либо духовных, "священных" лиц. В этом учении по сути содержался
протест против опеки над личностью профессионального духовенства. Практически это озна-
чало отрицание всей средневековой церковной организации.
К положению о том, что человек "спасается верой" в протестантизме добавляется учение о
предопределении. Спасение людей зависит всецело от божественной воли. Бог заранее одних
людей предназначил к спасению, других - к гибели. Все люди в мире разделены на две катего-
риилюдей "избранных" и людей "отверженных". В конечном счете учение о предопределении
превратилось в учение о "светском признании", согласно которому вся практическая деятель-
ность человека является его "долгом", "призванием", осуществлением "божественного пла-
на".
Учение о предопределении признавало происходившие в XVI в. социально-экономические
перемены как нечто закономерное, предопределенное богом. Богатство, в противоположность
средневековому аскетическому взгляду на него, рассматривалось не как нечто греховное,
мешающее «спасению человека", а наоборот, как своего рода признак успеха человека, удосто-
енного божественной милости. Протестантское верование толкало человека к активной эконо-
мической деятельности.
Протестанты разработали и новую религиозно-буржуазную мораль, соответствующую эпохе
первоначального накопления капитала. Бережливость, скупость, трудолюбие и накопление
признавались в ней главнейшими добродетелями.
Идеи протестантизма стали основой мощного общественного движения в Западной и Цен-
тральной Европе XVI в., принявшего форму борьбы за преобразование католической церкви -
Реформации. Она началась в Германии в конце 2-го десятилетия XVI в., а затем 20-30-х г.г. XVI
в. распространилось практически на все страны Европы.
Существо реформации: фактическое отрицание необходимости католической церковной
структуры с ее иерархией и духовенства вообще, признание источником религиозной истины
    Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже 13-14 в.в. его
провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Это было время Проторенес-
санса.
    XIV-начало XV в.в. - время раннего Возрождения.
    Ко второй половине XV в. гуманистическая философия, литература и искусство, политиче-
ская мысль и наука Возрождения широко распространились по странам Европы. XVI в. - время
наибольшего их развития и превращения гуманизма в общеевропейское идейно-культурное
движение.
    Эпоха Возрождения стала временем подъема не только гуманитарных наук и искусства, но
и началом блестящего развития точных математических и естественных наук. Опираясь на их
достижения, стала складываться новая материалистическая и рационалистическая мысль, шла
выработка нового научного метода познания. Мир пытаются объяснить исходя из него самого,
его реальности и познаваемости, а его эволюцию как естественную и закономерную. Особую
роль в этом процессе сыграли Френсис Бэкон, Рене Декарт и Бенедикт Спиноза (XVII в.).
    Несмотря на развитие гуманистического движения, мировоззрение большинства европей-
цев еще было проникнуто религиозными представлениями и понятиями. Развитие науки и
распространение научных знаний было еще недостаточным для формирования у основной мас-
сы населения светского мировоззрения.
    Закономерно, что идеология, отвечающая складывающейся социально-политической об-
становке, интересам новых, рождающихся классов, и противостоящая феодальным устоям,
приобрела образ одного из направлений христианства, отколовшегося в XVI в. от католицизма
- протестантизма ("публично доказывающий" - лат.), основателем которого является немец
Мартин Лютер (1483-1546 г.г.).
    В противоположность учению католицизма о "спасении человека через добрые дела" (в ко-
торое включалось и выполнение обрядов-таинств, совершаемых профессиональными духов-
ными лицами) развивалось учение о "спасении человека верой". Имелись в виду религиоз-
ные переживания и настроения самого верующего. В новых взглядах выразился прежде всего
религиозный индивидуализм. Религия - это отношение человека к Богу, не нуждающегося в
посредничестве каких-либо духовных, "священных" лиц. В этом учении по сути содержался
протест против опеки над личностью профессионального духовенства. Практически это озна-
чало отрицание всей средневековой церковной организации.
    К положению о том, что человек "спасается верой" в протестантизме добавляется учение о
предопределении. Спасение людей зависит всецело от божественной воли. Бог заранее одних
людей предназначил к спасению, других - к гибели. Все люди в мире разделены на две катего-
рии – людей "избранных" и людей "отверженных". В конечном счете учение о предопределении
превратилось в учение о "светском признании", согласно которому вся практическая деятель-
ность человека является его "долгом", "призванием", осуществлением "божественного пла-
на".
    Учение о предопределении признавало происходившие в XVI в. социально-экономические
перемены как нечто закономерное, предопределенное богом. Богатство, в противоположность
средневековому аскетическому взгляду на него, рассматривалось не как нечто греховное,
мешающее «спасению человека", а наоборот, как своего рода признак успеха человека, удосто-
енного божественной милости. Протестантское верование толкало человека к активной эконо-
мической деятельности.
    Протестанты разработали и новую религиозно-буржуазную мораль, соответствующую эпохе
первоначального накопления капитала. Бережливость, скупость, трудолюбие и накопление
признавались в ней главнейшими добродетелями.
    Идеи протестантизма стали основой мощного общественного движения в Западной и Цен-
тральной Европе XVI в., принявшего форму борьбы за преобразование католической церкви -
Реформации. Она началась в Германии в конце 2-го десятилетия XVI в., а затем 20-30-х г.г. XVI
в. распространилось практически на все страны Европы.
    Существо реформации: фактическое отрицание необходимости католической церковной
структуры с ее иерархией и духовенства вообще, признание источником религиозной истины
                                             31