ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
ту научной мысли; эстетика же и религия вообще ему не нужны. Все это – и чистая наука, и искусство,
и религия – несовместимо с морализмом, с служением народу; все это опирается на любовь к объектив-
ным ценностям и, следовательно, чуждо, а тем самым и враждебно той утилитарной вере, которую ис-
поведует русский интеллигент. Религия служения земным нуждам и религия служения идеальным цен-
ностям сталкиваются здесь между собой, и, сколь бы сложно и многообразно ни было их иррациональ-
ное психологическое сплетение в душе человека-интеллигента, в сфере интеллигентского сознания их
столкновение приводит к полнейшему истреблению и изгнанию идеальных запросов во имя цельности
и чистоты моралистической веры.
Из статьи А.С. Изгоева «Об интеллигентной молодежи»
…Я рассказал эту историю лишь как яркое, хотя и парадоксальное свидетельство, иллюстрирующее
один почти всеобщий для русской интеллигенции факт: родители не имеют влияния на своих детей. За-
ботятся ли они о «развитии» своих детей или нет, предоставляя их прислуге и школе, знакомят ли они
детей со своим мировоззрением или скрывают его, обращаются ли с детьми начальственно или «по-
товарищески», прибегают ли к авторитету и окрику или изводят детишек длинными, нудными научны-
ми объяснениями, – результат получается один и тот же. Настоящей, истинной связи между родителями
и детьми не устанавливается, и даже очень часто наблюдается более или менее скрытая враждебность:
Душа ребенка развивается «от противного», отталкиваясь от души своих родителей. Русская интелли-
генция бессильна создать свою семейную традицию, она не в состоянии построить свою семью.
…Наша семья, и не только консервативная, но и передовая, семья рационалистов, поражает не од-
ним своим бесплодием, неумением дать нации культурных вождей. Есть за ней грех куда более круп-
ный. Она неспособна сохранить даже просто физические силы детей, предохранить их от раннего рас-
тления, при котором нечего и думать о каком-либо прогрессе, радикальном переустройстве общества и
прочих высоких материях.
…В гимназическом товариществе юноша уже уходит в подполье, становится отщепенцем, а в под-
полье личность человека сильно уродуется. Юноша обособляется от всего окружающего мира и стано-
вится ему враждебен. Он презирает гимназическую (а впоследствии и университетскую) науку и созда-
ет свою собственную, с настоящей наукой не имеющую, конечно, ничего общего. Юноша, вошедший в
товарищеский кружок самообразования, сразу проникается чрезмерным уважением к себе и чрезмер-
ным высокомерием по отношению к другим. «Развитой» гимназист не только относится с презрением к
своим учителям, родителям и прочим окружающим его простым смертным, но подавляет своим величи-
ем и товарищей по классу, незнакомых с нелегальной литературой.
…О русском студенчестве в прогрессивных кругах принято говорить только в восторженном тоне,
и эта лесть приносила и приносит нам много вреда. Не отрицая того хорошего, что есть в студенчестве,
надо, однако, решительно указать на его отрицательные стороны, которых в конечном итоге, пожалуй,
больше, чем хороших. Прежде всего, надо покончить с пользующейся правами неоспоримости леген-
дой, будто русское студенчество целой головой выше заграничного. Это уже по одному тому не может
быть правдой, что русское студенчество занимается по крайней мере в два раза меньше, чем загранич-
ное. И этот расчет я делаю не на основании субъективной оценки интенсивности работы, хотя несо-
мненно она у русского студента значительно слабее, но на основании объективных цифр: дней и часов
работы. У заграничного студента праздники и вакации поглощают не более третьей части того времени,
которое уходит на праздники у русского. Но и в учебные дни заграничный студент занят гораздо боль-
ше нашего.
…Само посещение лекций происходит через пень-колоду, случайно, больше для регистрации. От-
кровенно говоря, русское посещение лекций не может быть признано за работу, и в огромном большин-
стве случаев студент в университете, за исключением практических занятий, вовсе не работает. Он «ра-
ботает», и притом лихорадочно, у себя дома перед экзаменами или репетициями, зубря до одурения
краткие, приспособленные к программе учебники или размножившиеся компендиумы...
…Русская молодежь мало и плохо учится, и всякий, кто ее искренно любит, обязан ей постоянно
говорить это в лицо, а не петь ей дифирамбы, не объяснять возвышенными мотивами социально-
политического характера того, что сплошь и рядом объясняется слабой культурой ума и воли, нравст-
венным разгильдяйством и привычкой к фразерству.