ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Из самого существа героизма вытекает, что он предполагает пассивный объект воздействия – спасае-
мый народ или человечество, между тем герой – личный или коллективный – мыслится всегда лишь в
единственном числе. Если же героев и героических средств оказывается несколько, то соперничество и
рознь неизбежны, ибо невозможно несколько «диктатур» зараз. Героизм, как общераспространенное
мироотношение, есть начало не собирающее, но разъединяющее, он создает не сотрудников, но сопер-
ников.
…Психологии интеллигентского героизма больше всего импонируют такие общественные группы и
внешние положения, при которых он наиболее естествен во всей последовательности прямолинейного
максимализма. Самую благоприятную комбинацию этих условий представляет у нас учащаяся моло-
дежь. Благодаря молодости с ее физиологией и психологией, недостатку жизненного опыта и научных
знаний, заменяемому пылкостью и самоуверенностью, благодаря привилегированности социального
положения, не доходящей, однако, до буржуазной замкнутости западного студенчества, наша молодежь
выражает с наибольшей полнотой тип героического максимализма. И если в христианстве старчество
является естественным воплощением духовного опыта и руководительства, то относительно нашей ин-
теллигенции такую роль естественно заняла учащаяся молодежь. Духовная педократия (господство де-
тей) есть величайшее зло нашего общества, а вместе и симптоматическое проявление интеллигентского
героизма, его основных черт, но в подчеркнутом и утрированном виде. Это уродливое соотношение,
при котором оценки и мнения «учащейся молодежи» оказываются руководящими для старейших, пере-
вертывает вверх ногами естественный порядок вещей и в одинаковой степени пагубно и для тех, и для
других.
…Каждый возраст имеет свои преимущества, и их особенно много имеет молодость с таящимися в
ней силами. Кто радеет о будущем, тот больше всего озабочен молодым поколением. Но находиться от
него в духовной зависимости, заискивать перед ним, прислушиваться к его мнению, брать его за крите-
рий, – это свидетельствует о духовной слабости общества. Во всяком случае, остается сигнатурой целой
исторической полосы и всего душевного уклада интеллигентского героизма, что идеал христианского
святого, подвижника здесь сменился образом революционного студента.
…В своем отношении к народу, служение которому своею задачею ставит интеллигенция, она по-
стоянно и неизбежно колеблется между двумя крайностями – народопоклонничества и духовного ари-
стократизма. Потребность народопоклонничества в той или другой форме (в виде ли старого народни-
чества, ведущего начало от Герцена и основанного на вере в социалистический дух русского народа,
или в новейшей, марксистской форме, где вместо всего народа такие же свойства приписываются одной
части его, именно «пролетариату») вытекает из самых основ интеллигентской веры. Но из нее же с не-
обходимостью вытекает и противоположное – высокомерное отношение к народу как к объекту спаси-
тельного воздействия, как к несовершеннолетнему, нуждающемуся в няньке для воспитания к «созна-
тельности», непросвещенному в интеллигентском смысле слова.
Из статьи М.О. Гершензона «Творческое самосознание»
…Наша интеллигенция справедливо ведет свою родословную от петровской реформы. Как и народ,
интеллигенция не может помянуть ее добром. Она, навязав верхнему слою общества огромное количе-
ство драгоценных, но чувственно еще слишком далеких идей, первая почти механически расколола в
нем личность, оторвала сознание от воли, научила сознание праздному обжорству истиной. Она научи-
ла людей не стыдиться того, что жизнь темна и скудна правдою, когда в сознании уже накоплены вели-
кие богатства истины, и, освободив сознание от повседневного контроля воли, она тем самым обрекла и
самое сознание на чудовищные заблуждения. Нынешний русский интеллигент – прямой потомок и на-
следник крепостника-вольтерьянца.
…Что делала наша интеллигентская мысль последние полвека? – я говорю, разумеется, об интелли-
гентской массе. – Кучка революционеров ходила из дома в дом и стучала в каждую дверь: «Все на ули-
цу! Стыдно сидеть дома!» – и все сознания высыпали на площадь, хромые, слепые, безрукие: ни одно не
осталось дома. Полвека толкутся они на площади, голося и перебраниваясь. Дома – грязь, нищета, бес-
порядок, но хозяину не до этого. Он на людях, он спасает народ, – да оно и легче и занятнее, нежели
черная работа дома.
…Теперь наступает другое время, чреватое многими трудностями. Настает время, когда юношу на
пороге жизни уже не встретит готовый идеал, а каждому придется самому определять для себя смысл и
направление своей жизни, когда каждый будет чувствовать себя ответственным за все, что он делает, и
за все, чего он не делает. Еще будут рецидивы общего увлечения политикой, не замрет политический
интерес и в каждой отдельной душе. Там, где по политическим причинам искажена вся жизнь, подавле-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- …
- следующая ›
- последняя »