ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
му Отцу; оно было, с одной стороны, состраданием и жалостью к человеку из «народа», а с другой сто-
роны, превращалось в человекопоклонство и народопоклонство. Подлинная же любовь к людям есть
любовь не против истины и Бога, а в истине и в Боге, не жалость, отрицающая достоинство человека, а
признание родного Божьего образа в каждом человеке. Во имя ложного человеколюбия и народолюбия
у нас выработался в отношении к философским исканиям и течениям метод заподозривания и сыска. По
существу в область философии никто и не входил; народникам запрещала входить ложная любовь к
крестьянству, марксистам – ложная любовь к пролетариату. Но подобное отношение к крестьянству и
пролетариату было недостатком уважения к абсолютному значению человека, так как это абсолютное
значение основано на божеском, а не на человеческом, на истине, а не на интересе.
…В русской интеллигенции рационализм сознания сочетался с исключительной эмоциональностью
и с слабостью самоценной умственной жизни.
…Русская история создала интеллигенцию с таким душевным укладом, которому противен был
объективизм и универсализм, при котором не могло быть настоящей любви к объективной, вселенской
истине и ценности. К объективным идеям, к универсальным нормам русская интеллигенция относилась
недоверчиво, так как предполагала, что подобные идеи и нормы помешают бороться с самодержавием и
служить «народу», благо которого ставилось выше вселенской истины и добра.
Из статьи С.Н. Булгакова «Героизм и подвижничество»
…Душа интеллигенции, этого создания Петрова, есть вместе с тем ключ и к грядущим судьбам рус-
ской государственности и общественности. Худо ли это или хорошо, но судьбы Петровой России нахо-
дятся в руках интеллигенции, как бы ни была гонима и преследуема, как бы ни казалась в данный мо-
мент слаба и даже бессильна эта интеллигенция. Она есть то прорубленное Петром окно в Европу, через
которое входит к нам западный воздух, одновременно и живительный, и ядовитый. Ей, этой горсти,
принадлежит монополия европейской образованности и просвещения в России, она есть главный его
проводник в толщу стомиллионного народа, и если Россия не может обойтись без этого просвещения
под угрозой политической и национальной смерти, то как высоко и значительно это историческое при-
звание интеллигенции, сколь устрашающе огромна ее историческая ответственность перед будущим
нашей страны, как ближайшим, так и отдаленным! Вот почему для патриота, любящего свой народ и
болеющего нуждами русской государственности, нет сейчас более захватывающей темы для размышле-
ний, как о природе русской интеллигенции, и вместе с тем нет заботы более томительной и тревожной,
как о том, поднимется ли на высоту своей задачи русская интеллигенция, получит ли Россия столь нуж-
ный ей образованный класс с русской душой, просвещенным разумом, твердой волею, ибо, в противном
случае, интеллигенция в союзе с татарщиной, которой еще так много в нашей государственности и об-
щественности, погубит Россию. Многие в России после революции, в качестве результата ее опыта, ис-
пытали острое разочарование в интеллигенции и ее исторической годности, в ее своеобразных неудачах
увидали вместе с тем и несостоятельность интеллигенции. Революция обнажила, подчеркнула, усилила
такие стороны ее духовного облика, которые ранее во всем их действительном значении угадывались
лишь немногими (и прежде всего Достоевским), она оказалась как бы духовным зеркалом для всей Рос-
сии и особенно для ее интеллигенции. Замалчивать эти черты теперь было бы не только непозволитель-
но, но и прямо преступно. Ибо на чем же и может основываться теперь вся наша надежда, как не на том,
что годы общественного упадка окажутся вместе с тем и годами спасительного покаяния, в котором
возродятся силы духовные и воспитаются новые люди, новые работники на русской ниве. Обновиться
же Россия не может, не обновив (вместе с многим другим) прежде всего и свою интеллигенцию. И го-
ворить об этом громко и открыто есть долг убеждения и патриотизма. Критическое отношение к неко-
торым сторонам духовного облика русской интеллигенции отнюдь не связано даже с каким-либо одним
определенным мировоззрением, ей наиболее чуждым. Люди разных мировоззрений, далеких между со-
бою, могут объединиться на таком отношении, и это лучше всего показывает, что для подобной само-
критики пришло, действительно, время и она отвечает жизненной потребности хотя бы некоторой части
самой же интеллигенции.
Характер русской интеллигенции вообще складывался под влиянием двух основных факторов,
внешнего и внутреннего. Первым было непрерывное и беспощадное давление полицейского пресса,
способное расплющить, совершенно уничтожить более слабую духом группу, и то, что она сохранила
жизнь и энергию и под этим прессом, свидетельствует, во всяком случае, о совершенно исключитель-
ном ее мужестве и жизнеспособности. Изолированность от жизни, в которую ставила интеллигенцию
вся атмосфера старого режима, усиливала черты «подпольной» психологии, и без того свойственные ее
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- …
- следующая ›
- последняя »