Российское государство в начале XX века. Слезин А.А - 60 стр.

UptoLike

ны мысль и слово и миллионы гибнут в нищете и невежестве, там оставаться равнодушным к делам
политики было бы противоестественно и бесчеловечно. Жизнь не идет по одной прямой линии. Мину-
тами, когда боль, стыд, негодование снова достигнут в обществе великой остроты или когда удачно
сложатся внешние обстоятельства, опять и опять будут взрывы освободительной борьбы, старая вера
вспыхнет и наполнит энтузиазмом сердца. Но каждый раз после вспышки общество будет разоружаться,
только старые поколения нынешней интеллигенции до смерти останутся верными едино-спасающей
политике. Над молодежью тирания гражданственности сломлена надолго, до тех пор, пока личность,
углубившись в себя, не вынесет наружу новой формы общественного идеализма. Будет то, что и в се-
мье, и у знакомых, и среди школьных товарищей подросток не услышит ничего определенного. Наши
отцы и мы вырастали в единобожии, в атмосфере Писарева и Михайловского. Юноша ближайших лет
не найдет готового общепризнанного догмата; он встретит разнообразие мнений, верований и вкусов,
которые смогут служить ему только руководством при выборе, но не отнимут у него свободы выбора.
Выбирать ему придется самому, притом безотносительно к какой-либо внешней цели, а только в соот-
ветствии с запросами и склонностями собственного духа, и, следовательно, самою силою вещей он бу-
дет приведен к тому, чтобы сознать самого себя и осмыслить свое отношение к миру, а мир будет ле-
жать пред ним весь открытый, не так, как было с нами, которым общественное мнение воспрещало за-
читываться Фетом под страхом по крайней мере насмешки. И потом, вырастая, он будет собственной
личностью отвечать за каждый свой шаг, и ничто ни разу в течение всей жизни не снимет с него этой
свободно-сознательной ответственности. Я глубоко верю, что духовная энергия русской интеллигенции
на время уйдет внутрь, в личность, но столь же твердо знаю и то, что только обновленная личность мо-
жет преобразовать нашу общественную действительность и что она это непременно сделает (это будет
тоже часть ее личного дела), и сделает легко, без тех мучительных усилий и жертв, которые так мало
помогли обществу в прошлом.
Из статьи Б.А. Кистяковского «В защиту права»
…Правосознание нашей интеллигенции могло бы развиваться в связи с разработкой правовых идей
в литературе. Такая разработка была бы вместе с тем показателем нашей правовой сознательности. На-
пряженная деятельность сознания, неустанная работа мысли в каком-нибудь направлении всегда полу-
чают свое выражение в литературе. В ней прежде всего мы должны искать свидетельств о том, каково
наше правосознание. Но здесь мы наталкиваемся на поразительный факт: в нашей «богатой» литературе
в прошлом нет ни одного трактата, ни одного этюда о праве, которые имели бы общественное значение.
Ученые юридические исследования у нас, конечно, были, но они всегда составляли достояние только
специалистов. Не они нас интересуют, а литература, приобретшая общественное значение; в ней же не
было ничего такого, что способно было бы пробудить правосознание нашей интеллигенции. Можно
сказать, что в идейном развитии нашей интеллигенции, поскольку оно отразилось в литературе, не уча-
ствовала ни одна правовая идея. И теперь в той совокупности идей, из которой слагается мировоззрение
нашей интеллигенции, идея права не играет никакой роли. Литература является именно свидетельницей
этого пробела в нашем общественном сознании.
…Притупленность правосознания русской интеллигенции и отсутствие интереса к правовым идеям
являются результатом застарелого зла отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повсе-
дневной жизни русского народа.
…Основу прочного правопорядка составляют свобода личности и ее неприкосновенность. Казалось
бы, у русской интеллигенции было достаточно мотивов проявлять интерес именно к личным правам.
Искони у нас было признано, что все общественное развитие зависит от того, какое положение занимает
личность. Поэтому даже смена общественных направлений у нас характеризуется заменой одной фор-
мулы, касающейся личности, другой. Одна за другой у нас выдвигались формулы: критически мысля-
щей, сознательной, всесторонне развитой, самосовершенствующейся, этической, религиозной и рево-
люционной личности. Были и противоположные течения, стремившиеся потопить личность в общест-
венных интересах, объявлявшие личность «quantite negligeable» и отстаивавшие соборную личность.
Наконец, в последнее время ницшеанство, штирнерианство и анархизм выдвинули новые лозунги само-
довлеющей личности, эгоистической личности и сверхличности. Трудно найти более разностороннюю и
богатую разработку идеала личности, и можно было бы думать, что, по крайней мере, она является ис-
черпывающей. Но именно тут мы констатируем величайший пробел, так как наше общественное созна-
ние ни когда не выдвигало идеала правовой личности. Обе стороны этого идеала личности, дисципли-