Основы психологии. Сорокун П.А. - 23 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

23
решающее влияние на становление эмпирической (опытной) психо-
логии, родоначальником которой он являлся.
Окончательное оформление психологии, как самостоятельной
науки, произошло в середине XIX века, когда стали возникать пер-
вые научные психологические лаборатории: Вебера (1795 - 1878 гг.),
Фефнера (1801 - 1880 гг.), Гельмгольца (1825 - 1924 гг.), Вунда (1832 -
1920 гг.) и др. В этих лабораториях экспериментально изучались ос-
новные психологические явления, связанные
с деятельностью созна-
ния, которое рассматривалось как целостное интегральное явление.
В результате этих исследований были описаны основные свой-
ства сознания. Сознание имеет подвижный, динамический характер.
Поток сознания является непрерывным, его нельзя ни остановить, ни
повторить. Поле сознания неоднородно. В фокусе сознания возникают
четкие, ясные образы, мысли, воспоминания и желания. На периферии
- они
неотчетливы, расплывчаты, смутные и неопределенные. Явления
сознания могут возникать или сами по себе непреднамеренно, или, на-
оборот, целенаправленно, преднамеренно и произвольно по желанию
субъекта. Были изучены также простейшие элементы сознания - впе-
чатления или ощущения. Они характеризуются качеством, интенсив-
ностью и протяженностью. Из этих простейших элементов путем их
соединения (ассоциации) возникают более сложные
элементы созна-
ния: образы, мысли, представления, воспоминания, чувства. В связи с
этим психология, занимавшаяся изучением законов образования ассо-
циаций между элементами сознания, стала называться ассоциативной.
Почему становление психологии как науки было связано именно
с изучением сознания? Ответ очень прост. Потому, что сознание это
то, что реально непосредственно представлено субъекту, то, что не
-
посредственно доступно для познания человеку - это его внутренний
мир, о котором он может отдавать отчет. Как же следовало изучать
явления сознания? В любой науке изучение явлений производится опыт-
ным путем при помощи применения приборов и аппаратов. Результаты
их изучения фиксируются органами чувств и обрабатываются мыш-
лением.
Психология как наука стала развиваться тоже
опытным, эмпири-
ческим путем, но ее объект и результаты его изучения не могли быть
зафиксированы органами чувств, так как психические явления по сво-
ей природе не материальные, а идеальные явления. Оставался только
один путь познания явлений сознания - это интроспективный путь. Но
решающее влияние на становление эмпирической (опытной) психо-
логии, родоначальником которой он являлся.
     Окончательное оформление психологии, как самостоятельной
науки, произошло в середине XIX века, когда стали возникать пер-
вые научные психологические лаборатории: Вебера (1795 - 1878 гг.),
Фефнера (1801 - 1880 гг.), Гельмгольца (1825 - 1924 гг.), Вунда (1832 -
1920 гг.) и др. В этих лабораториях экспериментально изучались ос-
новные психологические явления, связанные с деятельностью созна-
ния, которое рассматривалось как целостное интегральное явление.
     В результате этих исследований были описаны основные свой-
ства сознания. Сознание имеет подвижный, динамический характер.
Поток сознания является непрерывным, его нельзя ни остановить, ни
повторить. Поле сознания неоднородно. В фокусе сознания возникают
четкие, ясные образы, мысли, воспоминания и желания. На периферии
- они неотчетливы, расплывчаты, смутные и неопределенные. Явления
сознания могут возникать или сами по себе непреднамеренно, или, на-
оборот, целенаправленно, преднамеренно и произвольно по желанию
субъекта. Были изучены также простейшие элементы сознания - впе-
чатления или ощущения. Они характеризуются качеством, интенсив-
ностью и протяженностью. Из этих простейших элементов путем их
соединения (ассоциации) возникают более сложные элементы созна-
ния: образы, мысли, представления, воспоминания, чувства. В связи с
этим психология, занимавшаяся изучением законов образования ассо-
циаций между элементами сознания, стала называться ассоциативной.
     Почему становление психологии как науки было связано именно
с изучением сознания? Ответ очень прост. Потому, что сознание это
то, что реально непосредственно представлено субъекту, то, что не-
посредственно доступно для познания человеку - это его внутренний
мир, о котором он может отдавать отчет. Как же следовало изучать
явления сознания? В любой науке изучение явлений производится опыт-
ным путем при помощи применения приборов и аппаратов. Результаты
их изучения фиксируются органами чувств и обрабатываются мыш-
лением.
     Психология как наука стала развиваться тоже опытным, эмпири-
ческим путем, но ее объект и результаты его изучения не могли быть
зафиксированы органами чувств, так как психические явления по сво-
ей природе не материальные, а идеальные явления. Оставался только
один путь познания явлений сознания - это интроспективный путь. Но

                                                                   23