Язык и мышление. Стернин И.А. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

18
(конечно, соответствующее их примитивному уровню ) в языке не
нуждается .
Дети до двух-трех лет понимают обращенную к ним речь взрослых,
мыслят в рамках своего интеллектуального развития , но языком еще не
владеют.
Глухонемые обладают мышлением , ни в чем не уступающем мышлению
говорящих людей, хотя не говорят, не слышат речь. Они мыслят,
поскольку органы чувств обеспечивают им формирование УПК как
инструмента мышления вне какой-либо связи с речью .
Можно понимать что-либо, но быть не в состоянии это сказать,
выразить словами; особенно это заметно в ситуациях творческого
мышления («муки слова»).
Многие мысли, существующие в сознании конкретного человека ,
вообще никогда им не выражаются словесно, они не предназначены для
сообщения , и для их выражения нет готовых языковых единиц. Однако
эти мысли существуют как компоненты сознания , определяют поведение
человека - вне какой-либо связи с их языковым выражением .
При чтении текста на иностранном языке, при переводе с иностранного
языка часты случаи, когда мы прекрасно понимаем смысл, но
затрудняемся передать его на своем родном языке.
Классифицируя какие-либо явления или слова , мы очень часто
понимаем , что их объединяет или различает , но затрудняемся обозначить
это в словесной форме.
Прочитанный и понятый текст мы пересказываем другими словами
(именно это, кстати, свидетельствует о том , что имело место понимание).
Н.И .Жинкин писал в связи с этим, что воспринимаемый человеком текст
«сжимается в некий концепт (представление), содержащий смысловой
сгусток всего текстового отрезка . Концепт хранится в долговременной
памяти и может быть восстановлен в словах, не совпадающих буквально с
воспринятыми, но таких, в которых интегрирован тот же смысл, который
содержался в логическом интеграле полученного высказывания» (1982,
с.84).
В языках есть множество внутриязыковых лакун, то есть отсутствующих
названий - например, в русском языке никак не называется полоска льда
на тротуаре , используемая детьми зимой для катания , нет названия для
супругов, давно живущих в браке (ср. молодожены), нет слова для
обозначения периода отдыха в конце недели, включающего вечер
пятницы, субботу и воскресенье (ср. уикенд) и мн.др., однако это никак не
свидетельствует о том, что в русском сознании отсутствуют
соответствующие концепты.
По данным А.А.Залевской, когда испытуемых просят вспомнить те или
иные слова , которые предъявлялись им в эксперименте, они часто
осуществляют подмену слов на близкие по значению - следовательно, в
сознании представлен концепт, а к нему уже испытуемым подбирается
подходящее слово.
                                             18
(кон ечн о,       соот вет ст ву ю щее      их п рим ит ивн ом у у ровн ю ) в я зыке н е
н у ж д а ет ся .
    Дети д о д ву х-трех лет п он им а ю т обра щен н у ю к н им речь взрослых,
м ысля т в ра м ка х своего ин т еллект у а льн ого ра звит ия , н о я зыком еще н е
вла д ею т .
    Г лу хон ем ые обла д а ю т м ыш лен ием , н и в чем н е у ст у п а ю щем м ыш лен ию
говоря щих лю д ей, хотя н е говоря т, н е слыш а т речь. О н и м ысля т,
п оскольку орга н ы чу вст в обесп ечива ю т им ф орм ирова н ие У ПК ка к
ин стру м ен т а м ыш лен ия вн е ка кой-либо свя зи с речью .
    М ож н о п он им а т ь что-либо, н о быт ь н е в сост оя н ии эт о ска зат ь,
выра з   ит ь слова м и; особен н о эт о зам ет н о в сит у а ция х т ворческого
м ыш лен ия («м у ки слова » ).
    М н огие м ысли, су щест ву ю щие в созн а н ии кон кретн ого человека ,
вообще н икогд а им н е выра ж а ю т ся словесн о, он и н е п ред н а зн а чен ы д ля
сообщен ия , и д ля их выра ж ен ия н ет гот овых я з         ыковых ед ин иц. О д н а ко
эт и м ысли су щест ву ю т ка к ком п он ен ты созна н ия , оп ред еля ю т п овед ен ие
человека - вн е ка кой-либо свя зи с их я з       ыковым выра ж ен ием .
    При чтен ии текст а н а ин остра н н ом я з    ыке, п ри п еревод е с ин остра н н ого
я зыка ча ст ы слу ча и, когд а м ы п рекра сн о п он им а ем см ысл, н о
зат ру д н я ем ся п еред а т ь его н а своем род н ом я зыке.
    К ла ссиф ициру я ка кие-либо я влен ия или слова , м ы очен ь ча сто
п он им а ем , что их объед ин я ет или ра з    лича ет, н о затру д н я ем ся обоз  н а чит ь
эт о в словесн ой ф орм е.
    Прочит а н н ый и п он я тый т екст м ы п ереска зыва ем д ру гим и слова м и
(им ен н о это, кст а ти, свид етельст ву ет о т ом , что им ело м ест о п он им а н ие).
Н.И .Ж ин кин п иса л в свя зи с этим , что восп рин им а ем ый человеком т екст
«сж им а ет ся в н екий кон цеп т (п ред ст а влен ие), сод ерж а щий см ысловой
сгу ст ок всего т екст ового отрезка . К он цеп т хра н ит ся в д олговрем ен н ой
п а м я ти и м ож ет быт ь восст а н овлен в слова х, н е совп а д а ю щих бу ква льн о с
восп рин я тым и, н о та ких, в которых ин т егрирова н тот ж е см ысл, который
сод ерж а лся в логическом ин тегра ле п олу чен н ого выска зыва н ия » (1982,
с.84).
    В я зыка х ест ь м н ож ество вн у т рия з ыковых ла ку н , т о ест ь отсу т ству ю щих
н а зва н ий - н а п рим ер, в ру сском я зыке н ика к н е н а зыва ется п олоска льд а
н а т рот у а ре, исп ользуем а я д ет ьм и зим ой д ля ка т а н ия , н ет н а зва н ия д ля
су п ру гов, д а вн о ж иву щих в бра ке (ср. м олод ож ен ы), н ет слова д ля
обозна чен ия         п ериод а отд ыха в кон це н ед ели, вклю ча ю щего вечер
п я т н ицы, су ббот у и воскресен ье (ср. у икен д ) и м н .д р., од н а ко эт о н ика к н е
свид ет ельст ву ет о т ом , чт о в ру сском созн а н ии от су т ст ву ю т
соот вет ст ву ю щие кон цеп т ы.
    По д а н н ым А.А.За левской, когд а исп ыт у ем ых п рося т всп ом н ит ь те или
ин ые слова , которые п ред ъя вля лись им в эксп ерим ен те, он и ча ст о
осу щест вля ю т п од м ен у слов н а близкие п о зн а чен ию - след ова т ельн о, в
созна н ии п ред ст а влен кон цеп т, а к н ем у у ж е исп ыт у ем ым п од бира ет ся
п од ход я щее слово.